Выпуск 2024-1(165) Современные строительные материалы

Содержание

Редакционная коллегия

pdf_3.png

В. И. Братчун, О. Б. Конев, В. В. Жеванов, Е. Д. Размыслова, Е. А. Шекунова, Д. В. Коршун
О параметрах технологических режимов производства, укладки и уплотнения дорожных асфальтобетонных смесей

ФГБОУ ВО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»
Аннотация. Показано, что одним из обязательных условий формирования оптимальной структуры композиционных материалов, приготовленных на органических вяжущих, являются оптимальные значения параметров режимов производства, укладки и уплотнения в конструктивных слоях дорожных одежд асфальтобетонных смесей. Предложен критерий оптимальной температуры объединения составляющих асфальтобетонной смеси в асфальтосмесителе, характеризуемый коэффициентом вариации однородности и содержания ключевого компонента асфальтобетонной смеси, в качестве которого принято содержание фракции песка d = 2,5…1,25 мм, а также энергоемкость производства асфальтобетонной смеси. На примере определения оптимальных температур укладки и уплотнения комплексно-модифицированной асфальтополимербетонной смеси, в которой нефтяной битум БНД 60/90 модифицирован этиленглицидилакрилатом (2,0 % мас.) в комбинации с полифофосфорной кислотой ПФК-105 (0,2 % мас.), установлено, что диапазон температур уплотнения 70…140 °С является оптимальным..
Ключевые слова: коэффициент вариации ключевого компонента дорожной асфальтобетонной смеси, оптимальные значения температур производства, укладки и уплотнения дорожных асфальтобетонных смесей.

pdf_3.png

В. И. Братчун, Н. С. Коннов, А. А. Стукалов, В. П. Демешкин, Д. И. Черный, Н. А. Крицын,
Н. В. Арсенов, Р. В. Малахов
Эффективные битумоэмульсионные мастики гидроизоляции бетонных и железобетонных конструкций

ФГБОУ ВО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»
Аннотация. Анализ научных работ ученых и производственников показал, что ремонт гидроизоляции подземных и наземных железобетонных конструкций очень сложен, а при ее восстановлении затраты в 2–3 раза превышают первоначальные. Из большого многообразия гидроизоляционных материалов (антифильтрационные, антикоррозионные и герметизирующие) асфальтовых. полимерных и минеральных наиболее универсальными для устройства вторичных защитных покрытий подземных конструкций и кровель являются мастичные (горячие битумнорезиновые, холодные на основе разжиженных битумов, битумолатексные и др.). Из условий пониженной энергоемкости производства и устройства гидроизоляционного слоя, обеспечения экологической безопасности и охраны труда, высокой производительности труда, индустриальности устройства гидроизоляционных слоев и обеспечения экономичности предпочтение следует отдать битумоэмульсионным мастикам. Приведены условия эксплуатации и требования нормативных документов, предъявляемые к мастичным покрытиям и материалам в кровлях и подземных конструкциях гражданских и промышленных зданиях.
Ключевые слова: битумные эмульсионные пасты и мастики, гидроизоляция подземных и наземных бетонных и железобетонных конструкций.

pdf_3.png

А. А. Колесникова, М. А. Хоробрых, М. Г. Прудников, Д. В. Гуляк, Д. И. Бородай
Применение геосинтетических материалов в дорожном строительстве

ФГБОУ ВО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»
Аннотация. Регулирование водно-теплового режима (ВТР) дорожной конструкции может включать использование различных технологий, включая применение геотекстиля или георешетки, использование геотермального обогрева и специальных дренажных систем. Они позволяют повысить пропускную способность грунта, улучшить дренирование излишней влаги и поддерживать оптимальную температуру грунта, предотвращая его промерзание. Для достижения эффективного дренирования дорожной конструкции рекомендуется использовать геосинтетические материалы, которые имеют дренирующие и армирующие свойства. Такие материалы имеют многочисленные преимущества, такие как высокая прочность, хорошая водоотводимость и стабильность размеров. Они также способны снижать напряжения и деформации в дорожной конструкции, уменьшая вероятность возникновения повреждений от миграции воды. Таким образом, регулирование ВТР за счет использования геосинтетических материалов для создания дренирующей прослойки является эффективным способом предотвращения проблем, связанных с миграцией воды в дорожной конструкции. Это позволяет сохранить стабильность и прочность дороги на длительный срок.
Ключевые слова: геосинтетики, водно-тепловой режим, дорожная одежда, пучинистые грунты, земляное полотно.

pdf_3.png

С. А. Саенко, Д. В. Гуляк
Повышение прочности активной зоны дорожной конструкции путем регулирования её водно-теплового режима

ФГБОУ ВО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»
Аннотация. Современные автомобильные дороги являются объектами определенного риска, поскольку могут быть опасными и уязвимыми при недостаточных эксплуатационных мероприятиях и катастрофах, которые возникают под влиянием природных и антропогенных факторов. Поэтому обеспечение стабильного водно-теплового режима дорожной конструкции является одной из ведущих задач научно-технического процесса в дорожном строительстве. Стабильный водно-тепловой режим обеспечивается с помощью планировки и устройства дренажных систем, а также применения специальных материалов и технологий. Одним из методов контроля влаго- и теплопередачи является применение геотекстиля, который позволяет улучшить дренажные свойства конструкции и предотвратить промерзание дорожного покрытия зимой. Также важно учитывать климатические условия и особенности грунта при проектировании и строительстве дороги. Например, при высокой влажности или наличии подземных вод необходимо предусмотреть устройство дополнительных водоотводных систем. Для поддержания стабильного водно-теплового режима также используются системы термоизоляции, которые уменьшают потери тепла и предотвращают промерзание дорожного покрытия. Важным аспектом является также регулярное обслуживание и ремонт дорожных покрытий, чтобы предотвратить возможные нарушения в водо- и теплопередаче. В целом, обеспечение стабильного водно-теплового режима дорожной конструкции требует комплексного подхода, включающего правильное проектирование, устройство и обслуживание дорожного покрытия.
Ключевые слова: автомобильные дороги, совершенствование дорожной конструкции, водно-тепловой режим.

pdf_3.png

В. Л. Беспалов, О. Н. Нарижная, О. Б. Конев, М. В. Бондарь, В. С. Пузанов,
Н. Д. Харченко, А. В. Зуев, И. А. Смирнов
Структура и свойства компаундированного органического вяжущего с использованием пекоподобного вторичного кубового остатка фенольно-ацетонового производства

ФГБОУ ВО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»
Аннотация. Изучены закономерности формирования структуры и свойств компаундированного органического вяжущего (КОВ), а также свойства входящих в него компонентов. Определён оптимальный состав и свойства компаундированного органического вяжущего. Сплавлением пекоподобного вторичного кубового остатка фенольно-ацетонового производства (ВКОФАП) и нефтяного дорожного битума III структурно-реологического типа БНД 40/60, получено компаундированное органическое вяжущее, что позволило использовать коагуляционный каркас битума для упрочнения ВКОФАП в области положительных температур и обеспечить высокую термостабильность, а тем самым термостабильность бетонов с использованием компаундированного органического вяжущего, и достаточно низкую термочувствительность при получении бетонов с нормативным интервалом вязкоупругого поведения в покрытии дорожной одежды. Установлено что эффективным способом переработки пекоподобных вторичных кубовых остатков фенольно-ацетонового производства в органические вяжущие является сплавление его с нефтяным дорожным битумом III структурно-реологического типа.
Ключевые слова: компаундированное органическое вяжущее; пекоподобный вторичный кубовый остаток фенольно-ацетонового производства; групповой состав; фракционный состав; поверхностное натяжение; калориметрические, реологические исследования.

pdf_3.png

Е. А. Ромасюк, Э. Л. Радюкова, В. А. Сныга, Н. Р. Михайлов, Д. Р. Ковтун, М. А. Холин,
Д. А. Ковальский
Исследование усталостной долговечности щебеночно-мастичных асфальтобетонов

ФГБОУ ВО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»
Аннотация. В статье приведены результаты экспериментальных исследований усталостной долговечности щебеночно-мастичных асфальтобетонов при действии кратковременных циклических нагрузок и сравнение их с традиционными горячими асфальтобетонами типов «А» и «Б». Характерно, что щебеночно-мастичный асфальтобетон обладает большим количеством циклов до разрушения по сравнению с мелкозернистыми асфальтобетонами и обладает меньшей температурной чувствительностью в диапазоне температур от 20 °С до минус 30 °С. Установлено, что комплексная модификация структуры щебеночно-мастичного асфальтополимербетона реакционноспособным термопластом марки «Elvaloy-AM» позволила повысить усталостную долговечность при динамическом нагружении в 1,6 раз. Покрытия из смесей комплексно-модифицированных щебеночно-мастичных асфальтобетонов целесообразно устраивать на участках дорог где действуют преимущественно статические нагрузки от автотранспортных средств: остановки общественного транспорта, развязки в одном уровне.
Ключевые слова: щебеночно-мастичный асфальтобетон, усталостная долговечность, прочность, комплексная модификация.

pdf_3.png

А. И. Долбусин, Е. В. Егорова, Т. П. Киценко, Е. Т. Бородай, В. В. Очеретько
Применение золошлаковых отходов Донбасса в составе тяжелых бетонов

ФГБОУ ВО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»
Аннотация. Приведены результаты исследований механических свойств тяжелого бетона с частичной или полной заменой крупного и мелкого заполнителей отходами промышленности Донбасса. В качестве отхода промышленности для замены заполнителей применена золошлаковая смесь (ЗШС) Зуевской ТЭС. Установлено, что свойства полученных бетонов удовлетворяют требованиям нормативных документов, а, следовательно позволяют использовать золошлаковую смесь в качестве заполнителя в тяжелых бетонах. Исследования показали, что при замене заполнителей в тяжелых бетонах золошлаковой смесью и применении необходимых добавок, прочностные характеристики бетонов изменяются незначительно. Таким образом, можно рекомендовать применять разработанные составы бетонов, содержащие раствор полифункционального действия «ПФМ-НЛК», при производстве изделий и конструкций, применяемых в транспортном строительстве, а также для возведения промышленных и гражданских зданий и сооружений повышенной долговечности. Отдельные составы бетона с использованием золошлаковой смеси применимы для возведения конструкций, работающих в условиях воздействия высоких температур. Также, с применением ЗШС в бетонах, решается проблема утилизации промышленных отходов – золошлакоотвалов.
Ключевые слова: тяжелый бетон, прочность, золошлаковая смесь, заполнитель.

pdf_3.png

В. В. Шугаев, И. О. Суровицкий, В. В. Колосова, Д. В. Гуляк
Применение влажных органоминеральных смесей с использованием отсева дробления отвальных мартеновских шлаков для строительства конструктивных слоев нежестких дорожных одежд

ФГБОУ ВО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»
Аннотация. Асфальтошлакобетоны характеризуются высокой прочностью при положительных температурах. Это важно для дорожного покрытия, так как оно будет стабильно и устойчиво к деформациям в любых климатических условиях. Также добавки обеспечивают малую зависимость прочности от температуры, что означает, что материал сохраняет свои свойства и не теряет прочность при изменении температуры окружающей среды. Это особенно важно в зимние периоды, когда температура может сильно колебаться и влиять на свойства дорожного покрытия. В целом, асфальтошлакобетонные смеси оптимальных составов, включающие химические добавки обеспечивают получение асфальтобетоновс нормативными значениями деформационно-прочностных характеристик и долговечностью дорожных одежд. Благодаря этим свойствам асфальтобетоны из ВАШС оптимальных составов обеспечивают долговечность и надежность дорожных покрытий, улучшают комфорт и безопасность движения по дорогам. Они также способствуют снижению затрат на ремонт и обслуживание дорог, что делает их экономически эффективными.
Ключевые слова: влажные органоминеральные смеси, органическое вяжущее, конструктивные слои, асфальтошлакобетон.

pdf_3.png

О. А. Пшеничных, Е. В. Оболенская, А. В. Волощук, Д. П. Лунин, А. В. Шелудяков,
А. Д. Золотин
Сравнительный анализ физико-механических свойств двух видов асбеста в качестве армирующего материала для асфальтобетонной смеси

ФГБОУ ВО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»
Аннотация. Данная статья посвящена сравнительному анализу свойств стандартного асфальтобетона тип Б и дисперсно-армированного асфальтобетона тип Б двумя видами асбеста. Армирование асфальтобетонных смесей с введением 1 % мас. волокон показало положительный рост физико-механических свойств материала. Сравнивались результаты армированного асфальтобетона тип Б 1 % мас. амфиболовым волокном асбеста, 1 % мас. хризотил-асбестовым волокном, а также стандартного асфальтобетона тип Б. Введение волокон асбеста значительно повышает предел прочности при сжатии асфальтобетона. Предел прочности стандартного асфальтобетона типа Б при 20 °С составил 3,1 МПа. При армировании 1 % мас. хризотил-асбестовыми волокнами предел прочности при сжатии при 20 °С равен 5,1 МПа, а значение предела прочности при сжатии при 20 °С асфальтобетона типа Б, армированного амфиболовым волокном асбеста составило 4,7 МПа. Введение асбеста в состав асфальтобетонной смеси приводит к изменению коэффициента теплостойкости Kт = R0/R20, который варьируется в пределах от 3,2 до 3,6. Это обеспечивает дополнительную термическую стойкость материала.
Ключевые слова: асфальтобетонная смесь, асфальтобетон, хризотил-асбест, амфиболовый асбест, дисперсные волокна.

pdf_3.png

Н. С. Леонов
Современные представления о холодных асфальтобетонных смесях с регулируемым сроком формирования структуры

ФГБОУ ВО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»
Аннотация. В настоящей работе приведены данные, характеризующие дорожные холодные асфальто-бетонные смеси с регулируемыми сроками формирования структуры. Холодные асфальтобетонные смеси являются перспективным материалом в дорожном строительстве. Они обладают высокой пластичностью и устойчивостью к низкотемпературным видам деформаций, что обеспечивает их надежное функционирование при отрицательных температурах. Благодаря своим свойствам холодные асфальтобетонные смеси могут применяться для проведения ремонтных работ в любое время года, в частности и зимой, что делает их эффективным материалом для строительства и ремонта дорог в сложных климатических условиях. Для изменения свойств асфальтобетонной смеси, а также регулирования процессов формирования структуры, в состав холодных асфальтобетонных смесей вводят различные виды добавок. Уплотняющие добавки повышают плотность и прочность материала. Регуляторы скорости формирования структуры ускоряют или замедляют процесс формирования структуры. Структурирующие добавки обеспечивают асфальтобетонной смеси принимать определенную форму после укладки и уплотнения в дорожную одежду. Активные минеральные добавки повышают его износостойкость, а волокнистые добавки улучшают его устойчивость к трещинообразованию.
Ключевые слова: холодная асфальтобетонная смесь, модификатор, структура, долговечность, вязкость, плотность.

pdf_3.png

Э. Л. Радюкова
Перспективы применения вторичного каучука марки «УНИРЕМ» для комплексной модификации структуры асфальтобетона

ФГБОУ ВО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»
Аннотация. Статья посвящена исследованию комплексной модификации дорожных асфальтобетонов вторичным каучуком «УНИРЕМ» с целью повышения их долговечности в условиях интенсивного дорожного движения и экстремальных климатических воздействий. Перспективы применения модифицированных асфальтобетонов включают: пересмотр строительных стандартов с учетом инновационных составов; повышение эффективности использования ресурсов в результате уменьшения объемов отходов, экономическую выгоду через сокращение расходов на регулярные ремонтные работы, а также возможность интеграции этих материалов в современные строительные практики. Разработка стандартов качества для комплексно-модифицированных асфальтобетонов с использованием вторичного каучука «УНИРЕМ» представляет перспективу для их широкого внедрения в инфраструктурные проекты, способствуя тем самым устойчивому развитию автомобильно-транспортной сети. Применение этого модификатора позволяет получить асфальтобетон с нормативными механическими и эксплуатационными характеристиками, что способствует увеличению срока службы дорожных покрытий и снижению затрат на их обслуживание.
Ключевые слова: нефтяной дорожный битум, резиновая крошка, асфальтобетон, полимерный модификатор «УНИРЕМ».

pdf_3.png

К. Р. Губа a, В. В. Жеванов b, А. Г. Яценко b
Изучение коэффициента пластичности асфальтобетона

a Автомобильно-дорожный институт (филиал) ФГБОУ ВО «Донецкий национальный технический университет», b ФГБОУ ВО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»
Аннотация. Разрушение асфальтобетонных покрытий в процессе эксплуатации, заставляет задуматься о возможности приведения физико-механических свойств асфальтобетонов с целью увеличения срока службы дорожных одежд. Асфальтобетонная смесь состоит из минеральных материалов (гравия или щебня, природного или дробленого песка, минерального порошка) и органического вяжущего (битума). Правильно подобранный состав асфальтобетонной смеси позволяет асфальтобетонному в дорожном покрытии обеспечить заданные значения прочности при изгибе, при сдвиге модуля упругости, устойчивости к воздействию воды (водостойкость), обеспечить химическую стойкость, обеспечить удобоукладываемость смеси. К неудовлетворительным показателям качества асфальтобетона в дорожном покрытии при длительной эксплуатации следует отнести изменение реологических свойств от изменения температуры, от пластического до хрупкого, старение битума (изменение физико-химических связей, уменьшение толщины битумной пленки на минеральных частицах). Поэтому изучению свойств асфальтобетонной смеси и асфальтобетона необходимо уделять всесторонне внимание.
Ключевые слова: асфальтобетонная смесь, асфальтобетон, битум, реологические свойства, пластичность, упругость.

pdf_3.png

С. В. Попов
Изготовление элементов шахтной крепи из плотных мелкозернистых золошлакобетонов, работающих в условиях воздействия агрессивных шахтных вод Донбасса

ООО «ДОНЕЦКИЙ ПРОМСТРОЙНИИПРОЕКТ»
Аннотация. Изложены результаты исследований возможности применения каменноугольных и антрацитовых золошлаковых смесей ТЭС Донбасса для изготовления элементов шахтной крепи, работающих в условиях агрессивных шахтных вод. Выполненные исследования показали, что каменноугольную золошлаковую смесь ТЭС можно применять в качестве заполнителя при изготовлении железобетонных элементов шахтной крепи. На основании результатов исследований можно рекомендовать к использованию при проведении ремонтных работ мелкозернистые плотные бетоны на каменноугольных золошлаковых смесях ТЭС. Мелкозернистые золошлакобетоны на каменноугольных смесях ТЭС, кроме хорошей коррозионной стойкости к агрессивным шахтным водам, обладают достаточной прочностью сцепления с тяжелыми бетонами на природных заполнителях и вполне могут применяться для ремонта и восстановления длительное время эксплуатирующихся сооружений.
Ключевые слова: элементы шахтной крепи, каменноугольная золошлаковая смесь ТЭС, антрацитовая золошлаковая смесь ТЭС.

pdf_3.png

И. В. Шилин a, А. В. Химченко b, Д. О. Гулевич a
Повышение эффективности восстановления технического состояния сети автомобильных дорог в регионе

a Автомобильно-дорожный институт (филиал) ФГБОУ «Донецкий национальный технический университет», b ФГБОУ «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I»
Аннотация. Рассмотрены основные сведения о проблемах дорожной отрасли в регионе. Сформулированы основные повреждения и причины их возникновения на покрытиях автомобильных дорог. Приведены особенности исследования технологии укрепления грунтов при строительстве и ремонте автомобильных дорог общего пользования, а также устройства покрытий из укатываемого цементобетона. Сформулированы достоинства и недостатки рассмотренных технологий выполнения ремонтно-восстановительных работ выявленных в результате анализа лабораторных исследований. Применение технологии устройства покрытий из укатываемого цементобетона позволит относительно быстро восстановить покрытия дорог, как минимум низких технических категорий. Использование местных материалов и минерального вяжущего, отсутствие необходимости применения специализированных механизмов позволяет снизить потребность в привозных высокачественных минеральных заполнителях и органическом вяжущем, что делает эту технологию заманчивой.
Ключевые слова: ремонтно-восстановительные работы, укрепление грунта, дорожное покрытие, обочина, основание дорожной одежды, сеть автомобильных дорог.

pdf_3.png

Н. П. Нагорная, В. Н. Кибзун
Анализ конкурентоспособности строительных материалов на рынке Донецкой Народной Республики

ФГБОУ ВО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени
Михаила Туган-Барановского»
Аннотация. В статье рассматриваются методы повышения конкурентоспособности в производстве строительных материалов. Раскрываются наиболее важные конкурентные факторы, а также предлагается оригинальная методика анализа конкурентоспособности предприятия (фирмы), учитывающая влияние на ее уровень как внутренних, так и внешних факторов. Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы: – рынок строительных материалов очень разнообразен и сложен. Поэтому большую роль играет конкурентоспособность. Для того чтобы продавать свою продукцию в желаемых количествах, предприятию необходимо превзойти конкурентов в заданных условиях. Для этого каждое предприятие использует свои методы; – конкурентоспособность предприятия в предложенной методике рассматривается с новых позиций как результат привлекательности отрасли и конкурентной позиции предприятия в ней. Примеров реализации данного подхода на практическом уровне, предполагающего определенную формализацию данной процедуры, в экономической литературе нет.
Ключевые слова: конкурентоспособность, производство строительных материалов, методика анализа.

pdf_3.png

Ю. С. Кочергин, В. В. Золотарёва
Физико-механические свойства эпоксидно-каучуковых композиций, отвержденных кардовым полиарилатом

ФГБОУ ВО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени
Михаила Туган-Барановского»
Аннотация. В широком интервале концентраций исследованы физико-механические свойства смесей кардового полиарилата с эпоксидной смолой ЭД-20 и продуктами предварительной реакции этерификации ее с бутадиенакрилонитрильным каучуком с концевыми карбоксильными группами марки СКН-30 КТР. В качестве кардового полиарилата был использован полиэфир терефталевой кислоты и фенолфталеина. Совмещение полиарилата с эпоксидными продуктами проводили через их совместный раствор в хлороформе с последующим испарением растворителя и сушкой полученных пленок в вакууме при 3 мм.рт.ст. при 353 К. Отверждение образцов проводили при 453 К в течение 8 ч. Установлено, что введение исходной смолы ЭД-20 и продуктов ее взаимодействия с каучуком (ПРЭ) в полиарилат приводит к увеличению прочности системы. При этом величина эффекта выше для композитов, содержащих ПРЭ, и она растет с увеличением содержания каучуковой компоненты в ПРЭ. Показано, что модификация полиарилата ПРЭ способствует увеличению работы разрушения материала примерно в 2 раза и повышению температуры стеклования на 15 К. Наблюдаемые эффекты связаны с формированием микрогетерофазных структур вследствие выделения каучука в частицы самостоятельной фазы. При этом сцепление между каучуковой фазой и полиарилатом осуществляется с помощью смоляной части продукта предварительной реакции этерификации, которая благодаря термодинамическому сродству хорошо смешивается с полигетероариленом, образуя межфазный слой. Прогрев композиций при 453 К, приводящий к химическому взаимодействию эпоксидной смолы с полиарилатом, в еще большей степени усиливает это сцепление.
Ключевые слова: полиарилат, эпоксидная смола, бутадиенакрилонитрильный карбоксилатный каучук, прочность при растяжении, деформация при разрыве, работа разрушения, температура стеклования, электронная микроскопия.

pdf_3.png

Ю. С. Кочергин a, В. В. Золотарёва a, Н. А. Недоля b
Свойства композиционных материалов на основе эпоксидно-диановой смолы, модифицированной ди[1-(2-глицидилоксиэтокси) этиловым] эфиром полиэтиленгликоля

a ФГБОУ ВО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени
Михаила Туган-Барановского», b Иркутский институт химии имени А. Е. Фаворского СО РАН
Аннотация. В широком интервале концентраций исследовано влияние
ди[1-(2 глицидилоксиэтокси) этилового] эфира полиэтиленгликоля с разным содержанием этиленгликоля на физико-механические и адгезионные свойства композиционных материалов на основе промышленной эпоксидной смолы ЭД-20. Установлено, что температура стеклования монотонно убывает с ростом концентрации модификаторов в тем большей степени, чем выше содержание этиленгликоля в них. Величина прочности при растяжении при введении малых количеств модификаторов с малым (1 или 2 единицы) содержанием этиленгликоля увеличивается, достигая максимума при 10 масс. ч., после чего начинает монотонно снижаться. Для композиций, содержащих большее (7 единиц) количество этиленгликоля, максимум на концентрационной зависимости прочности не проявляется, а имеет место монотонное и довольно быстрое снижение величины прочности с увеличением концентрации модификатора. В случае модуля упругости экстремальная зависимость параметра от концентрации наблюдается для всех модификаторов. Деформация при разрыве монотонно возрастает с увеличением концентрации модификатора с тем большей скоростью, чем выше содержание этиленгликоля в последнем. Показано, что модифицированные системы по величине адгезионной прочности при сдвиге превосходят базовую смолу ЭД-20 более, чем в 2 раза. Исходя из наблюдаемой тенденции изменения свойств, сделан вывод об антипластифицирующем действии сравнительно небольших добавок ди[1-(2 глицидилоксиэтокси) этилового] эфира полиэтиленгликоля на полимерную матрицу, образованную отвержденной смолой ЭД-20.
Ключевые слова: эпоксидно-диановая смола ЭД-20, модификация, ди[1-(2 глицидилоксиэтокси) этиловый] эфир полиэтиленгликоля, температура стеклования, деформационно-прочностные свойства, адгезионные характерисики, антипластификация.

pdf_3.png

С. А. Фролова, О. В. Соболь, Е. А. Покинтелица, В. М. Лошакова, О. В. Жарикова
Исследование процессов плавления-кристаллизации сплавов в системе Se-S

ФГБОУ ВО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»
Аннотация. Методом циклического термического анализа (ЦТА) исследованы процессы плавления и кристаллизации образцов в системе сера-селен. При исследовании чистой серы и сплава S+10,2%Sе установлено, что сера и сплавы, богатые серой, при кристаллизации ведут себя подобно кристаллическим веществам, т. е. имеет место как равновесная кристаллизация (РК), так и неравновесно-взрывная (НВК). При кристаллизации типа НВК зафиксировано три вида переохлаждений: физическое, видимое и фиктивное. Приведены графики зависимости величин переохлаждений от скорости охлаждения и времени выдержки переохлажденного расплава. При кристаллизации, также установлено, что селен и сплавы, богатые селеном, ведут себя подобно вязким стеклообразным веществам кристаллизация происходит очень медленно, тепловые эффекты которой практически не регистрируются при охлаждении. Зафиксировать количество закристаллизованного вещества можно лишь при плавлении, предварительно проведя термовременную обработку переохлажденного расплава. Для селена и сплавов, богатых селеном, предложен способ определения степени кристалличности по эндотермическим эффектам плавления после изотермической выдержки расплава в области переохлаждения.
Ключевые слова: термический анализ, сера, селен, сплавы, диаграмма состояния, кристаллизация, переохлаждение, степень кристалличности.

pdf_3.png

В. Н. Левченко, Е. А. Дмитренко, А. А. Храмогин, И. А. Олейник
Экономическая оценка надёжности строительных конструкций при различных стадиях строительства и реконструкции зданий и сооружений

ФГБОУ ВО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»
Аннотация. Экономическая оценка надёжности строительных конструкций – сложная комплексная задача; она должна решаться с учётом затрат, направленных на обеспечение требуемых показателей качества в процессе проектирования, возведения, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений. Последнее особенно важно, так как, в отличие от машин, приборов и других изделий промышленного производства, строительные объекты, как правило, рассчитываются на длительные сроки службы. В статье приводятся пути получения равнонадёжных конструкций при их проектировании, показано как производится технологическое обеспечение надёжности конструкций и чем обеспечивается надёжность в процессе эксплуатации конструкций. Приведены необходимые технологические предпосылки и практические рекомендации, на основании которых могут быть сделаны важные шаги по пути надёжного улучшения качества строительства при одновременном уменьшении его стоимости.
Ключевые слова: надёжность. деформативность, долговечность, вероятностная оценка, ремонтопригодность, реконструкция.