Выпуск 2023-1(159) Современные строительные материалы

Содержание

Редакционная коллегия

pdf_3.png

В. И. Братчун, О. А. Пшеничных, В. П. Попова, А. А. Якимов, Е. В. Мороз,
Ю. П. Шевченко
Дорожные асфальтополимерсеробетоны повышенной долговечности

ГОУ ВПО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»
Аннотация. Установлено, что рациональная массовая концентрация бутадиенметилстирольного каучука СКМС-30 в битуме третьего структурно-реологического типа должна составлять 2…3 % мас., технической серы 30…40 % мас., а оптимальная массовая концентрация на поверхности минерального порошка синтетического каучука СКМС-30 0,5…1,0 % мас. Термограммы ДТА и ИК-спектроскопии свидетельствуют о том, что химическое взаимодействие на поверхности раздела фаз «битумополимерное вяжущее – активированный СКМС-30 минеральный порошок отсутствует». Адсорбционно-сольватный слой бутадиенметилстирольного каучука обеспечивает эффективное смачивание и сорбцию активированного минерального порошка битумополимерсерным вяжущим. Асфальтополимер-серобетонные смеси характеризуются широким интервалом уплотнения 60…130 °С, а асфальтополимерсеробетоны имеют следующие показатели качества: пределы прочности при сжатии, МПа, при 0 °С R0 = 8…10; при 20 °С
R20 = 5,0…6,5; при 75 °С R75 = 1,2…1,4; набухание, % от объема – 0; водонасыщение, % от объема 1,5–2,0; коэффициент теплового старения при 75 °С в течение 1 200 часов, Кст = 1,25. Коэффициент водостойкости при водонасыщении в течение 90 суток равен Квд = 0,87.
Ключевые слова: дорожный асфальтополимерсеробетон, технологические и эксплуатационные свойства, рациональные области применения.

pdf_3.png

В. И. Братчун, В. Л. Беспалов, Э. Л. Радюкова, Д. И. Бородай, Н. С. Леонов
Экологическая безопасность производства литых асфальтополимерсеробетонных смесей

ГОУ ВПО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»
Аннотация. Выполнен аналитический обзор эффективных дорожно-строительных материалов с повышенной экологической безопасностью для аварийного ремонта покрытий нежестких дорожных одежд. Изучены отходы металлоперерабатывающей промышленности – шламы станций нейтрализации (ШН) сталепроволочно-канатных заводов, на примере Харцызского сталепроволочно-канатного завода и полимерсодержащие отходы производства эпоксидных смол (опытный завод Донецкого УкрНИИПластмасс). Экспериментально обоснована целесообразность утилизации ШСН, поверхностно-активированных ПОЭС как активированного минерального порошка комплексно-модифицированных асфальтополимербетонных смесей для устройства конструктивных слоев нежестких дорожных одежд повышенной долговечности. Изучены закономерности выделения и концентраций загрязняющих веществ, прежде всего органических углеводородов при производстве литых асфальтополимерсеробетонных смесей. Расчетным методом выполнена количественная оценка выбросов в атмосферу загрязняющих веществ на асфальтобетонном заводе. Установлено, что запроектированные мероприятия по экологической безопасности приводят к тому, что технологический процесс производства литых смесей не причиняет существенного вреда состоянию растительности и атмосфере на промышленной площадке асфальтобетонного завода. Разработаны мероприятия по охране труда и безопасности сотрудников, работающих на асфальтобетонном заводе. Годовая плановая прибыль от внедрения 50 000 тонн литых асфальтополимерсеробетонных смесей составит – 69 500 000 рублей.
Ключевые слова: технология производства литых асфальтополимерсеробетонных смесей, экологическая безопасность, технологические показатели применения литых асфальтополимер-серобетонных смесей.

pdf_3.png

Е. В. Егорова, И. Ю. Петрик, Т. П. Киценко, М. Н. Водолад, Д. И. Вахлаков
Коррозионная стойкость самоуплотняющегося бетона с комплексной добавкой

ГОУ ВПО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»
Аннотация. В работе исследовано влияние комплексной добавки, состоящей из модификатора вязкости и суперпластификатора, на коррозионную стойкость самоуплотняющихся бетонов. В качестве минерального наполнителя применяли золошлаковую смесь Зуевской ТЭС. Установлено, что использование в качестве минерального наполнителя золошлаковой смеси и введение комплексной добавки в состав самоуплотняющихся бетонов увеличивает их прочностные характеристики как в ранние, так и в более поздние сроки твердения. Кроме этого, разработанные составы бетонов отвечают требованиям по изменению прочностных показателей после выдерживания образцов в агрессивной среде. Также не было отмечено несовместимости модификатора вязкости и суперпластификатора, применяемых в составе комплексной добавки, и ее отрицательного влияния на коррозионную стойкость самоуплотняющегося бетона. Следовательно, можно рекомендовать использовать разработанные составы бетонов при производстве изделий и конструкций, применяемых в дорожном строительстве, к которым предъявляются высокие требования по качеству поверхности и которые не требуют дополнительной обработки.
Ключевые слова: самоуплотняющийся бетон, прочность, модификатор вязкости, суперпластификатор, золошлаковая смесь, коррозионная стойкость, кислотная коррозия.

pdf_3.png

В. Н. Кибзун, Н. П. Нагорная
Методика оценки качества отечественной и импортной обуви, поступающей на рынок Донецкой Народной Республики

ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»
Аннотация. В данной статье авторами приведена методика оценки качества отечественной и импортной обуви, а также выполнено определение физико-технических и эксплуатационных показателей качества обуви, обусловливающих ее безопасность. Рассмотрены факторы, обеспечивающие безопасность обуви для жизни и здоровья человека и, прежде всего, интегральный показатель, который включает механическую, химическую и санитарно-гигиеническую опасности. Предложена оценочная шкала для ранжирования интегрального показателя уровня безопасности обуви для жизни и здоровья населения. При определении шкалы ранжирования в качестве низкого уровня интегрального показателя безопасности задается граница интервала от 0 до 0,30. С учетом шага интервала, равного 0,30, определяются границы второго, третьего интервалов шкалы. При установлении границы четвертого интервала от 0,91 до 1 принята шкала деления, равная 1/3 предыдущего интервала. Предложен методический подход к оценке качества обуви, поступающей на рынок Донецкой Народной Республики. Разработанная шкала ранжирования дает возможность оценить уровень безопасности обуви для жизни и здоровья населения.
Ключевые слова: потребительские свойства, обувь, качество, ранговая шкала безопасности обуви.

pdf_3.png

Н. П. Нагорная, В. Н. Кибзун
Квалиметрическая оценка качества материалов для покрытия пола и затрат на их устройство, эксплуатацию

ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»
Аннотация. В статье приведена методика квалиметрической оценки качественных и стоимостных характеристик различных видов современных материалов для покрытия пола. В ходе исследования выполнена оценка качества материалов для покрытия пола по семи важнейшим параметрам, получены комплексный и интегральный показатели качества материалов для покрытия пола. Натуральный линолеум и пробковое покрытие являются импортными материалами, что обусловливает их высокую стоимость по сравнению с материалами отечественного производства. Древесина обладает бесспорными потребительскими достоинствами, такими как безвредность для здоровья, прочность, хорошие изоляционные качества, красивый неповторимый рисунок текстуры, а также традиционная привязанность человека к древесине, что ставит древесные материалы для полов в более выгодное положение по сравнению с искусственными материалами. Для производства паркетных изделий и доски пола широко используется отечественное сырье. Снижение первоначальных затрат обеспечивается применением новых материалов и конструкций, авторами разработан подход к сравнительной оценке видов материалов для покрытия пола. В результате исследований выявлено, что натуральные покрытия обладают лучшими качественными и стоимостными показателями.
Ключевые слова: материалы для покрытия пола, оценка качества, свойства напольных покрытий.

pdf_3.png

Ю. С. Кочергин a, Л. Д. Карат b, В. В. Золотарёва a
Регулирование свойств композиционных материалов на основе тиирана изменением химической природы отвердителей

a ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского», b ГП «УкргосНИИпластмасс»
Аннотация. Исследована возможность регулирования скорости отверждения, величины адгезионных, деформационно-прочностных и динамических механических свойств композиционных материалов на основе тиоглицидилового эфира дифенилолпропана с помощью аминных отвердителей различной химической природы. В качестве последних использованы диэтилентриамин марки ДЭТА, диэтилентриаминометилфенол марки УП-583Д и аминополиамид марки ПО-300. Установлено, что по скорости набора адгезионной и когезионной прочности на начальном этапе (в течение первого часа) отверждения композиции, содержащие УП-583Д и ДЭТА, существенно превосходят композиции, отверждаемые ПО-300. Введение в состав композиции 2,4,6-тр ис (диметиламинометил)фенола (ускорителя марки УП-606/2) оказывает несущественное влияние как на скорость набора прочности, так и на само значение параметра адгезионной прочности. Показано, что деформация при разрыве независимо от типа отвердителя монотонно снижается с увеличением времени отверждения, причем особенно быстро в первые 1–2 часа отверждения. Изменение концентрации отвердителя и введение в композицию ускорителя УП-606/2 заметно влияют на величину деформации при разрыве только в первые 24 ч отверждения. Методом динамической механической спектроскопии установлено, что по мере увеличения времени отверждения максимальная величина тангенса угла механических потерь уменьшается, что может быть связано с образованием более плотной химической сшивки.
Ключевые слова: тиоглицидиловый эфир дифенилолпропана, тииран, аминный отвердитель, адгезионные, дефомационно-прочностные и динамические механические свойства.

pdf_3.png

И. В. Шилин a, А. В. Химченко b
О возможности использования технологии стабилизации грунта водной смесью концентрата PERMA-ZYME для дорожного строительства

a Автомобильно-дорожный институт ГОУ ВПО «Донецкий национальный технический университет», Горловка; b ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра 1», Воронеж
Аннотация. Определен оптимальный состав грунтовой смеси водным раствором фермента Perma-Zyme с обеспечением нормативных требований для выполнения ремонтно-восстановительных работ на автомобильных дорогах в региональных условиях Донецкой Народной Республики. Установлено, что в течение 72 часов происходит стабилизация модифицированного грунта в плотный композиционный материал, который эффективно противостоит износу и водопроницаемости. Рассмотрены основные сведения о стабилизации (укреплению) грунтов в дорожном строительстве. Приведены основные преимущества технологии стабилизации грунта водным раствором фермента Perma-Zyme. Приведены основные требования к решению поставленной задачи. Приведены результаты лабораторных исследований образцов грунта и выполнен анализ. Приведен расчет состава и выбрана технология обработки грунта водным раствором фермента Perma-Zyme. Приведены лабораторные исследования сформованных образцов грунта, обработанных водным раствором фермента Perma-Zyme. Выполнен анализ результатов и сформулированы выводы по проведенному исследованию.
Ключевые слова: грунт, фермент Perma-Zyme, дорожное покрытие, стабилизатор, автомобильные дороги с низкой интенсивностью движения.

pdf_3.png

В. Л. Беспалов, О. Н. Нарижная, А. А. Олейник, М. Г. Борисов, В. Г. Назаренко, Т. В. Родзина
Атмосферостойкость модифицированных асфальтополимербетонов

ГОУ ВПО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»
Аннотация. Установлено, что наиболее рациональным способом повышения долговечности асфальтобетонов является комплексное регулирование микроструктуры модификацией битума этиленглицидилметакрилатом в комбинации с полифосфорной кислотой. На примере системы «горячий асфальтополимербетон, модифицированный этиленглицидил-метакрилатом», выполнено теоретико-экспериментальное исследование получения долговечных композиционных материалов. Установлено, что одним из наиболее эффективных способов модификации асфальтобетонных смесей, обеспечивающих эластичность матрицы и прочную связь на поверхности раздела фаз «органическое вяжущее (ОВ) – минеральный материал», а также стабильность свойств бетонов на органических вяжущих в процессе технологической переработки и эксплуатации, является комплексное регулирование микростуктуры асфальтобетона введением в органические вяжущие полимера, совмещающегося с ним, или комплексной добавки (полимер в комбинации с активным дисперсным наполнителем) и механоактивация поверхности минерального порошка (МП) раствором полимера или олигомера, содержащим и функциональные группы (карбамидоформальдегидная смола, эпоксидные смолы, полимерсодержащие отходы производства эпоксидных смол, кубовые остатки ректификации стирола и др.).
Ключевые слова: нефтяной дорожный битум, асфальтополимербетон, минеральный порошок, атмосферостойкость, модификатор, комплексная модификация.

pdf_3.png

К. Р. Губа a, Д. В. Гуляк b, А. А. Стукалов b, В. В. Жеванов b, М. Г. Прудников b, Ю. Г. Литвинов b, Т. В. Козлова b
Полимерная добавка для модификации битума

a Автомобильно-дорожный институт ГОУ ВПО «Донецкий национальный технический университет», Горловка, b ГОУ ВПО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»
Аннотация. Постоянно возрастающие требования к долговечности и работоспособности дорожных покрытий автомобильных дорог заставляют искать новые подходы к качеству, составу, технологиям производства, хранения и укладки асфальтобетонных смесей. Рост интенсивности движения и возрастание нагрузок негативно влияют на дорожное покрытие. Следовательно, необходим поиск новых способов повышения долговечности. Повысить качество возможно различными способами. Особое значение имеют материалы, входящие в состав асфальтобетонной смеси. Одним из сложных составляющих смеси является битум, который благодаря своим пластическим свойствам позволяет поддерживать способность не разрушаться покрытию при воздействии как низких, так и высоких температур, прежде всего цикличных, а также различных деформационных нагрузок. Способ, которым можно эффективно повысить качество битума – модифицирование полимерными добавками. Введение полимерных добавок позволит значительно улучшить качество и эксплуатационные характеристики битума, обеспечить эластичность, когезию, температуры размягчения и хрупкости, обеспечить проектируемые деформационно-прочностные характеристики дорожного асфальтобетона и покрытий нежестких дорожных одежд.
Ключевые слова: битум, модификация, модифицирующие добавки, асфальтобетон, полимерная добавка.

pdf_3.png

В. А. Пенчук, В. А. Сидоров
Исторические аспекты развития строительной индустрии

ГОУ ВПО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»
Аннотация. В работе на основании анализа использования внешней энергии и материалов, применяемых в строительной индустрии, определена закономерность, связанная с усложнением технологии производства и увеличением удельной энергии для стройиндустрии. Показана последовательность возникновения и развития технологий, составляющих основу современной цивилизации. Выполнена историческая классификация применения различных видов энергии и материалов в строительстве. Установлено неполное соответствие концепции технологических укладов в таких аспектах влияния на процесс развития общества, как энергия и материалы. Анализ используемых материалов позволил отследить закономерность, связанную с усложнением технологии их получения и использования в строительстве. Управление качеством выпускаемых материалов и изделий строительной индустрии и построение прогнозных моделей её развития требует знаний о свойствах современных строительных материалов и изделий, базирующихся на эффективных технологических решениях прошлого.
Ключевые слова: строительная индустрия, энергия, строительные материалы, историческое развитие.

pdf_3.png

В. В. Золотарёва a, Л. Д. Карат b, Ю. С. Кочергин a
Регулирование свойств эпоксидных композитов с помощью моноглицидиловых соединений

a ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского», a ГП «УкргосНИИпластмасс»
Аннотация. Кислотнокатализируемой конденсацией спиртов с эпихлоргидрином получены моноэпоксидные соединения, которые представляют собой 2,3-эпоксипропиловые эфиры циклогексанола, бензилового спирта и 2-этоксиэтанола. По разбавляющей способности они превосходят широко применяемые на практике фенилглицидиловый эфир (ЭФГ) и крезилглицидиловый эфир марки УП-616. Показано, что свойства композитных материалов зависят как от типа разбавителя, так и от режима отверждения (без подогрева и с термообработкой при 120 °С). Одни разбавители способствуют увеличению параметров прочности при растяжении и деформации при разрыве, а также адгезионной прочности клеевых соединений при сдвиге, другие – модуля упругости и адгезионной прочности при отрыве. При этом наилучшее сочетание свойств обеспечивают 2,3-эпоксипропиловые эфиры циклогексанола и 2-этоксиэтанола. Синтезированные эпоксидные разбавители целесообразно использовать для получения маловязких эпоксидных композиций, в частности для производства заливочных материалов, лаков, не содержащих растворителей, материалов для покрытий полов с улучшенным комплексом деформационно-прочностных и адгезионных свойств.
Ключевые слова: эпоксидные композиты, моноглицидиловые разбавители, эпоксипропиловые эфиры циклогексанола, бензилового спирта и 2-этоксиэтанола, режим отверждения, деформационно-прочностые и адгезионные свойства.

pdf_3.png

Д. Ю. Букина, Н. М. Зайченко
Щелочные вяжущие и бетоны на основе зол и шлаков ТЭС

ГОУ ВПО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»
Аннотация. Исследованы составы и свойства щелочных цементов и бетонов из золошлаковых отходов тепловых электростанций (ТЭС). Приведены результаты сравнительного исследования зависимости активности щелочных вяжущих от вида золошлакового отхода, концентрации раствора щелочи и длительности твердения в нормальных условиях, при пропаривании и автоклавировании. Установлено, что при твердении в нормальных условиях активность вяжущих незначительна и составляет 2,5…12,0 МПа. При тепловлажностной обработке, особенно автоклавной, она существенно возрастает. Активность щелочных вяжущих на основе шлаков ТЭС в 1,5–2,0 раза превышают активность аналогичных составов на основе золы-унос. На основе разработанных вяжущих можно получать пропаренные и автоклавированные бетоны соответственно марок 100-200 и 300-400. Выполнено исследование гидрофизических свойств бетонов (усадка, набухание при водонасыщении, кинетика водопоглощения, капиллярный подсос и морозостойкость).
Ключевые слова: щелочные бетоны, пропаривание, автоклавирование, прочность, усадка, набухание при водонасыщении, водопоглощение, капиллярный подсос.

pdf_3.png

В. И. Братчун, О. А. Пшеничных, В. Л. Беспалов, А. И. Сердюк, Т. В. Родзина
Комплексно-модифицированные дорожные асфальтополимерсеробетоны, микроармированные хризотиласбетовыми волокнами

ГОУ ВПО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»
Аннотация. Для комплексно-модифицированного асфальтополимерсеробетона, микроармированного хризотиласбестовыми волокнами марки А-6К-30, установлены оптимальные температуры: укладки 140…155 °С; уплотнения 60…130 °С, что в свою очередь увеличивает строительный сезон и дальность транспортировки асфальтобетонной смеси. Модифицированные асфальтополимерсеробетонные смеси характеризуются более низкой удельной энергией уплотнения 0,95 Дж*м3/кг против 1,27 Дж*м3/кг для горячих асфальтобетонных смесей. Модифицированные асфальтополимерсеробетоны характеризуются более высокими эксплуатационными свойствами, чем горячие асфальтобетоны: устойчивость по Маршаллу 26,83 кН против 15,26 кН, коэффициент теплостойкости в диапазоне температур при сжатии 3,6 против 6,5; предел прочности при сжатии при 50 °С 2,2 МПа > 1,2 МПа; коэффициент водостойкости при длительном водонасыщении 1,0 > 0,85. Жесткость по И. А. Рыбьеву в 12 раз выше, что свидетельствует о более высокой способности сопротивляться напряжениям, которые приводят к пластическим деформациям.
Ключевые слова: дорожный асфальтополимерсеробетон, микроармированный хризотиласбестовыми волокнами, технологические свойства, деформационно-прочностные характеристики, долговечность.

pdf_3.png

О. А. Пшеничных a, Е. А. Ромасюк a, И. Е. Волощук a, С. П. Дорохова a,
Д. А. Самсонов a, Е. Н. Хомутов a, Р. Р. Гайдай b
Исследование усталостной долговечности дисперсно-армированных асфальтобетонов

a ГОУ ВПО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»,
b ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»
Аннотация. Экспериментально доказано, что введение в асфальтобетонные смеси дисперсной арматуры в виде стекловолокна, полипропиленовых и хризотиласбестовых волокон позволяет значительно повысить усталостную долговечность дисперсно-армированных асфальтобетонов при действии кратковременных циклических и длительных статических нагрузок. Установлено, что оптимальное содержание полипропиленового волокна (0,7 % мас.) позволило в 1,6 раз повысить усталостную долговечность асфальтобетона типа «Гх» при транспортных циклических нагрузках. Оптимальное содержание стекловолокна и хризотил-асбестовых волокон (1,5 % мас.) позволило повысить усталостную долговечность дисперсно-армированных горячих асфальтобетонов при кратковременном циклическом нагружении на 32 и 22 % соответственно. Введение данных волокон в мелкозернистую асфальтобетонную смесь типа «Б» позволило повысить в среднем в 1,9–2,1 раз усталостную долговечность при действии длительных статических нагрузок.
Ключевые слова: асфальтобетон, дисперсное армирование, волокна, усталостная долговечность.

pdf_3.png

С. В. Сороканич, А. В. Парамонова
Влияние глиноземсодержащей добавки на процессы гидратации цементного камня

ГОУ ВО «Луганский государственный университет им. В. Даля»
Аннотация. В данной статье рассмотрено влияние глиноземсодержащего отхода, образующегося при производстве алюминиевых изделий – алюмошлака, на процессы гидратации цементного камня и его структурообразование. Приведены исходные характеристики глиноземсодержащей добавки алюмошлака, а именно: химический и гранулометрический состав, данные рентгенофазового анализа и рентгенограмы образцов цементного камня с различной концентрацией глиноземсодержащей добавки алюмошлака. По данным рентгенофазового анализа цементного камня с комплексной (АШ+СП-1) добавкой составов №№ 1, 2, 3, 4 и контрольного образца, твердеющих в течение 1, 2, 3 суток, отмечены изменения в интенсивности дифракционных отражений минерала алита, которые характеризуют степень гидратации портландцемента. В то же время для образцов цементного камня №№ 1, 2, 3, 4 наблюдается снижение/повышение интенсивности дифракционных отражений, характерных для минерала портландита в сравнении с образцом контрольного состава. Наблюдается увеличение интенсивности дифракционных отражений, характерных гидроалюминатам кальция в образцах составов №№ 1, 2, 3, 4 в сравнении с образцом контрольного. Вместе с тем наблюдается снижение интенсивности дифракционных отражений минерала эттрингит. Эти данные подтверждают показатели прочности цементного камня в разные сроки твердения.
Ключевые слова: добавка – алюмошлак, техногенный отход, гидратация, структурообразование, твердение, прочность, цементный камень.

pdf_3.png

Е. Э. Самойлова, В. М. Лошакова
Физико-химические процессы при получении асфальто- и асфальтополимерных вяжущих

ГОУ ВПО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»
Аннотация. В данной работе обобщены результаты исследований процессов, проходящих на границе раздела фаз минеральный порошок (МП) – органическое вяжущее (ОВ) и в тонких пленках ОВ, выполненных методами дифференциальной сканирующей и изотермической калориметрии. Асфальтовяжущие представляют собой композицию на основе органического вяжущего и мелкодисперсного минерального порошка [1]. В качестве ОВ был использован битум (в асфальтовяжущем) и битумполимерное вяжущее (в асфальтополимервяжущем). Модифицирующим полимером при получении битумполимерного вяжущего (БПВ) являлся реакционноспособный терполимер Элвалой АМ фирмы Du Pont, США (этиленглицидилакрилат). При приготовлении асфальтовяжущих происходит смачивание МП органическим вяжущим, растекание его по поверхности и формирование тонких поверхностных пленок ОВ. Хорошее смачивание – необходимое условие прочного адгезионного соединения в системе «минеральный материал – органическое вяжущее» и, следовательно, является обеспечиванием заданных механических свойств материала [1]. Безусловно, что свойства ОВ в поверхностных пленках отличались от свойств ОВ в массе. Процессы на поверхности раздела фаз сопровождались тепловыми эффектами, что позволило их исследовать калориметрическими методами.
Ключевые слова: битум, модификатор, терполимер, Элвалой АМ, битумполимерное вяжущее (БПВ), органическое вяжущее (ОВ), минеральный порошок (МП), смачивание, дифференциальная сканирующая калориметрия (ДСК).

pdf_3.png

В. А. Мазур, М. А. Чайка
Исследование аэродинамических коэффициентов зданий со сводчатыми покрытиями из стальных тонкостенных холодногнутых арочных профилей

ГОУ ВПО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»
Аннотация. Статья посвящена исследованиям аэродинамических коэффициентов зданий со сводчатыми покрытиями в развитие положений СП 20.13330.2016 «СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия». Численное моделирование ветровой аэродинамики в программном комплексе вычислительной гидрогазодинамики SolidWorks – Flow Simulation позволяет исследовать ветровое воздействие на сводчатое покрытие при разных углах атаки набегающего потока ветра на бескаркасное арочное покрытие с заданными геометрическими параметрами. На основании полученных экспериментальных данных, используя методы статистического моделирования, получены регрессионные зависимости для определения аэродинамических коэффициентов на поверхности сводчатого покрытия при заданных геометрических параметрах для бескаркасных арочных покрытий, таких как: отношение стрелы подъема арки к пролету (f/L) и отношение высоты здания к пролету (h/L) при разных углах атаки набегающего ветрового потока.
Ключевые слова: аэродинамический коэффициент, ветровая аэродинамика, численное моделирование, экспериментально-статистическое моделирование.