Выпуск 2022-1(153) Современные строительные материалы

Содержание

Редакционная коллегия

pdf_3.png

В. И. Братчун, В. П. Демешкин, О. Н. Нарижная, М. А. Родзин,
А. С. Краснопёров, М. Г. Соловьёв, П. П. Дейнека
Оптимальные температурно-временные режимы производства дёгтеполимерных вяжущих, модифицированных первичными отходами производства термопластов

ГОУ ВПО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»
Аннотация. Микроскопическими, кондуктометрическими и вискозиметрическими методами показано, что при объединении первичных порошкообразных отходов производства поливинилхлорида (отсев, фильтрационный кек, корка, пыль) и полистирола (отсев) существует несколько характерных температур: температура набухания (50…70 °C), соответствующая переходу полимера из стеклообразного в высокоэластическое состояние; температура диспергирования частиц полимера на агрегатоглобулярные образования в результате действия давления набухания сорбированной частицами полимера y-фракции каменноугольных вяжущих; температура растворения (105…125 °C). Оптимальное время приготовления дегтеполимерных вяжущих (ДПВ) при температурах растворения 50–70 минут. При данных температурно-временных режимах производства ДПВ достигаются максимальная адгезия дегтеполимерного вяжущего к поверхности минеральных материалов и эластичность модифицированного органического вяжущего.
Ключевые слова: дегтеполимерные вяжущие, первичные отходы производства поливинилхлорида и полистирола, температурно-временные режимы производства дегтеполимерных вяжущих.

pdf_3.png

А. И. Сазанов a, А. В. Царук b, С. В. Тригуб b, А. В. Чикун b
О целесообразности использования побочных продуктов промышленности в качестве минерального порошка дорожного асфальтобетона

a ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный университет имени Владимира Даля»,
b ГОУ ВПО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»
Аннотация. Анализ литературных данных свидетельствует о том, что в качестве минерального порошка применяются многие порошкообразные побочные продукты промышленности: золы-уноса ТЭЦ, доломитовая пыль, пыль уноса цементных печей, распавшиеся шлаковые частицы, кислые кремнезёмистые отходы промышленности, серусодержащие отходы и др. Тем не менее эти порошкообразные продукты уступают по качеству известняковому минеральному порошку. Многие увеличивают расход органического вяжущего, имеют недостаточное сцепление с вяжущим, малую удельную поверхность или наоборот высокоразвитую внутреннюю поверхность, интенсифицируют процесс старения бетона и тем самым снижают долговечность нежёстких покрытий автомобильных дорог. В связи с этим считаем целесообразным в дальнейших исследованиях рассмотреть существующие способы повышения качества минеральных порошков и прежде всего изменения их поверхностных свойств с целью повышения их плотности и усиления структурирующей способности в бетонах на органических вяжущих.
Ключевые слова: дорожный асфальтобетон, минеральный порошок, техногенное сырье для производства минерального порошка асфальтобетонных смесей.

pdf_3.png

И. В. Шилин, А. В. Химченко, Ю. Н. Соколова
Разработка модели очертания ремонтной карты на дорожном покрытии после холодного фрезерования

Автомобильно-дорожный институт ГОУ ВПО «Донецкий национальный технический университет», г. Горловка
Аннотация. Выполнен анализ применяемой методики подготовки поврежденных участков покрытий автомобильных дорог в процессе их восстановления при выполнении текущего (ямочного) ремонта. Рассмотрены обобщенные вопросы имитационного моделирования процесса холодного фрезерования дорожного покрытия нежесткого типа и приведен алгоритм разработки имитационной модели. Описаны исходные данные и принимаемые ограничения в процессе моделирования, от которых зависит чистота фрезерования деформированной поверхности покрытия. Использование модели совместно с другими математическими методами позволяет на основании принятых критериев получать форму очертания поверхности отфрезерованной ремонтной карты и объем ремонтной смеси, необходимый для её заполнения. Данная методика является обобщенной и будет совершенствоваться с точки зрения учета конкретных конструкций рабочих органов дорожных фрез и технологических параметров холодного фрезерования. Сформулированы основные отличия в методике определения потребности в дорожно-строительных материалах в зависимости от чистоты фрезерования, при принятых интервалах варьирования установленных факторов. Установлены основные направления дальнейших исследований на основе полученных результатов имитационного моделирования.
Ключевые слова: дорожная фреза, технологическая карта, дорожное покрытие, резец.

pdf_3.png

В. И. Братчун, Д. В. Гуляк, В. В. Жеванов, Н. С. Леонов, Д. С. Скорик
Деформационно-прочностные характеристики комплексно-модифицированных дегтебетонов

ГОУ ВПО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»
Аннотация. Экспериментально установлено, что дегтебетоны, приготовленные с использованием комплексных каменноугольных вяжущих более долговечны под действием транспортных нагрузок, чем стандартные дегтебетоны. Об этом свидетельствуют: разновидность между остаточной пористостью и водонасыщением, которая показывает объем замкнутых пор в смесях на комплексных каменугольных вяжущих (ККВ) на 20…30 % больше, чем для горючего дегтебетона; более высокие значения критических напряжений дегтеполимербетонов; более высокие значения модуля упругости при повышенных температурах (40…50 °С); интервал вязкоупругого поведения значительно шире у дегтеполимербетонов в сравнении с традиционными дегтебетонами и теплыми асфальтобетонами; физико-механические свойства дегтеполимербетонов и тяжелых асфальтобетонов идентичны, что определяет область из применения. Установлено, что между условной температурой стеклования бетона с использованием комплексных каменноугольных вяжущих и температурой стеклования органических вяжущих существует корреляционная зависимость. Это свидетельствует о том, что свойства комплексно-модифицированных вяжущих и определяют реологическое поведение дегтеполимербетонов. Установлено, что степенная зависимость модуля упругости от частоты деформирования, выраженная через коэффициент пластичности от температуры имеет экстремальный характер. Причиной тому являются релаксационные процессы, которые наиболее интенсивно происходят в асфальтобетоне, о чем свидетельствует его более высокие значения коэффициента пластичности в области низких температур, чем бетона с применением ККВ и горячего дегтебетона.
Ключевые слова: комплексно-модифицированные дорожные дегтеполимербетоны, деформационно-прочностные свойства и долговечность дегтеполимербетонов.

pdf_3.png

В. Н. Кибзун, Н. П. Нагорная
Теоретические аспекты формирования ассортимента и качества кожгалантерейных изделий на рынке г. Донецка

ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»
Аннотация. Целью статьи является изучение факторов формирования ассортимента и качества кожгалантерейных изделий на региональных рынках г. Донецка. Научная новизна состоит в разработке способов модификации ассортиментной политики предприятия на основе потребительской оценки, структурированного анализа экспериментальных данных, определения оптимальных показателей потребительских свойств кожаной галантереи, а также совершенствование методики их оценки качества и конкурентоспособности. Конкретизированы факторы, формирующие ассортимент кожгалантерейных изделий, показано их влияние на формирование ассортимента предприятия и в целом произведен анализ местного рынка и поставщиков кожаной галантереи на фактическом материале. Установлено, что методы исследования, использованные в работе можно применить и при экспертизе качества кожгалантерейных изделий, что повысит, несомненно, эффективность работы.
Ключевые слова: товарный рынок, конкурентоспособность, потребительские свойства, спрос, экспертиза, кожаная галантерея.

pdf_3.png

М. Э. Вороненко, А. А. Скибина, Е. В. Егорова, С. В. Лахтарина, И. Ю. Петрик
Тяжелый бетон для гидротехнических сооружений

ГОУ ВПО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»»
Аннотация. В статье дано теоретическое и экспериментальное обоснование целесообразности применения пуццолановых цементов и химических добавок в составе тяжелых бетонов. Для получения наиболее плотного и долговечного бетона выполнен подбор массового соотношения крупного и мелкого заполнителей. В результате экспериментальных исследований установлено, что при использовании крупного заполнителя фракций 5…10 / 10…20 мм оптимальное их количество и соотношение составляет 30/70 и 70/30 %. Заполнить остаточное межзерновое пространство целесообразно мелким заполнителем при его содержании 43 % от общей массы всех заполнителей. В частности использование в составе бетонных смесей золы-уноса Зуевской ТЭС в количестве 30 % взамен цемента в составе комбинированного вяжущего и суперпластификатора Р7 торговой марки «ГринТермо» позволяет получить бетоны с улучшенными характеристиками, при использовании мелкого заполнителя, не отвечающего требованиям нормативных документов.
Ключевые слова: гидротехнический бетон, состав бетона, зола-уноса, суперпластификатор, пустотность, подвижность, прочность.

pdf_3.png

Ю. С. Кочергин, В. В. Золотарёва
Релаксационные свойства композитных материалов на основе эпоксидно-каучуковых смесей, отвержденных кардовым полиарилатом

ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»
Аннотация. Методом динамического механического анализа исследована кинетика отверждения полиарилатом эпоксидной смолы ЭД-20 и продукта предварительной реакции этерификации ее с бутадиенакрилонитрильным карбоксилатным каучуком СКН-30. В качестве полиарилата был использован полиэфир терефталевой кислоты и фенолфталеина. На основе температурных зависимостей тангенса угла механических потерь и динамического модуля сдвига определены границы интервала реакции отверждения за счет взаимодействия эпоксидных циклов со сложноэфирной группой, получена первичная информация о свойствах получаемого продукта. Методом электронной микроскопии показано, что отверждение эпоксидно-каучуковых композиций полиарилатом приводит к образованию микрогетерофазных структур. Благодаря значительному различию в значениях параметров растворимости полиарилата и каучука происходит микрорасслоение системы с выделением каучука в частицы самостоятельной фазы. Сцепление между каучуковой фазой и полиарилатом осуществляется с помощью смоляной части продукта предварительной реакции этерификации, которая благодаря термодинамическому сродству хорошо смешивается с полигетероариленом, образуя межфазный слой. Последующий прогрев композиций при 453 К, приводящий к химическому взаимодействию ЭС с полиарилатом, в еще большей степени усиливает это сцепление, что находит свое отражение в более высоком значении динамического модуля сдвига в широком интервале температур от 293 до 550 К. Наличие каучуковой компоненты в составе композиции приводит к большей ползучести материала под действием механической нагрузки.
Ключевые слова: эпоксидная смола, бутадиенакрилонитрильный карбоксилатный каучук, полиарилат, динамический модуль сдвига, тангенс угла механических потерь, ползучесть.

pdf_3.png

Ю. С. Кочергин, В. В. Золотарёва
Свойства композитов на основе эпоксидной смолы, модифицированной оловоорганическим галогенидом

ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»
Аннотация. Синтезирована модифицированная смола на основе оловоорганического галогенида, в качестве которого использован дибромид дибутилолова, и промышленной эпоксидной смолы марки ЭД-16. Проведено сравнительное исследование комплекса физико-механических и релаксационных свойств композитов на основе исходной и модифицированной смол, отвержденных при комнатной температуре и подвергнутых термообработке. Установлено, что композиционные материалы на основе модифицированной смолы характеризуются меньшими значениями прочности при растяжении, модуля упругости, работы растяжения и температуры стеклования по сравнению с образцами на основе исходной эпоксидной смолы. Значения деформации при разрыве примерно одинаковы для обеих смол. Наблюдаемое изменение деформационно-прочностных свойств образцов при их экспозиции в жидкой среде объяснено наложением эффектов пластифицирования и доотверждения эпоксидных полимеров. При малых временах экспозиции действие сорбируемой жидкости направлено главным образом на ослабление межмолекулярного взаимодействия в образце, вследствие чего снижается его прочность при растяжении и растет деформационная способность. При больших временах экспозиции, когда количество поглощенной жидкости становится достаточно большим и происходит интенсивное молекулярное движение, превалируют процессы доотверждения, приводящие к увеличению плотности поперечного сшивания и, как следствие, к снижению деформационной способности и росту показателя прочности. Показано, что эпоксидные композиты, содержащие смолу, модифицированную дибромидом дибутилолова, отличаются повышенной стойкостью к развитию грибков и плесени, а также лучшей огнестойкостью. Исследованные полимеры могут рассматриваться как перспективные для получения на их основе противообрастающих покрытий для гидротехнического оборудования, морских и речных судов.
Ключевые слова: эпоксидный композит, оловоорганический галогенид, деформационно-прочностные и релаксационные свойства, огнестойкость, противообрастающие грибостойкие покрытия.

pdf_3.png

В. Л. Беспалов, А. Р. Марков, А. В. Юхнов, В. В. Сиренко, Р. С. Майданиченко
Комплексные органические вяжущие на основе вязкопластичных вторичных кубовых остатков фенольно-ацетонового производства

ГОУ ВПО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»
Аннотация. Целью настоящей работы является получение из ВКОФАП (вторичного кубового остатка фенольно-ацетонового производства) органического вяжущего соответствующего нормативным требованиям. ВКОФАП модифицировали комплексной добавкой, представленной отсевом поливинилхлорида и кубовыми остатками дистилляции фталевого ангидрида. Вторичный вязкопластичный ВКОФАП образуется из первичного ВКОФАП при совместном производстве фенола и ацетона методом кумольного синтеза и содержит в своем составе до 50 % продуктов осмоления и конденсации, димеры и летучие компоненты: a-метилстирол, фенол, ацетофенон. Показатели физико-механических свойств бетонов, приготовленных на комплексном органическом вяжущем, превосходят таковые горячих дегтебетонов. Для них характерна более высокая прочность при сжатии при 50 °С и более широкий температурный интервал работоспособности в вязкоупругом состоянии; меньшая температурная чувствительность механических свойств. Следовательно, покрытия, построенные из бетонных смесей на комплексном органическом вяжущем, будут долговечными под действием транспортных нагрузок.
Ключевые слова: дорожный асфальтобетон, вязкопластичный вторичный кубовый остаток фенольно-ацетонового производства, поливинилхлорид, кубовые остатки дистилляции фталевого ангидрида.

pdf_3.png

В. В. Юрченко a, А. Ю. Кот b, Н. С. Курочкина b, Е. А. Петрушина b
Оптимизация фракционного состава композиционного строительного материала из вторичного полиэтилена высокого давления и мелкодисперсных отходов переработки древесины

a ГОО ВПО «Донецкий институт железнодорожного транспорта»,
b ГОУ ВПО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»
Аннотация. Выполнена оптимизация фракционного состава композиционного строительного материала на основе полиэтилена высокого давления марки 15803-020 и мелкодисперсных отходов переработки древесины фракции 0,33…5,00 мм. Определен оптимальный фракционный состав композиционного строительного материала из вторичного полиэтилена высокого давления и мелкодисперсных отходов переработки древесины. Распределение древесного наполнителя по массе и размерам показало, что наибольшую массу имеет фракция 0,63…1,25 мм – 49,9 %. Оптимальный фракционный состав частиц вторичного полиэтилена высокого давления обеспечен фракцией менее 0,63 мм. Экспериментально установлены оптимальные концентрации компонентов в изделии, которое варьируется в следующем диапазоне: древесный наполнитель 69…71 % мас., вторичный полиэтилен высокого давления 26…28 % мас., модифицирующие добавки 3 % мас. (воск – 2,5 % мас., суперконцентрат LLDPE Coupling agent 04688 – 0,3 % мас., антипирены – 0,2 % мас.).
Ключевые слова: вторичный полиэтилен высокого давления, мелкодисперсный древесный наполнитель, фракционный состав, композиционный полимерный материал.

pdf_3.png

А. М. Саткоева
Способы повышения долговечности дорожных щебеночно-мастичных асфальтобетонов комплексной модификацией структуры щебеночно-мастичных асфальтобетонов

ГАОУ ВПО «Юго-Осетинский государственный университет имени А. А. Тибилова»
Аннотация. Рассмотрены составы и технологии производства, укладки и уплотнения щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей. Показано, что эффективным способом повышения качества и долговечности щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей является комплексная модификация органического вяжущего вещества комплексной добавкой, состоящей из бутадиен-метилстирольного каучука и технической серы, а также аппретирование поверхности минеральных материалов щебеночно-мастичного асфальтобетона латексом дивинил-стирольного каучука Butonal NS198. Сформулированы теоретико-методологические положения формирования структуры комплексно-модифицированной щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси, характеризуемой широким температурным интервалом уплотняемости. Это достигается при оптимальном количественном соотношении между микро-, мезо- и макроструктурами, а именно при проектировании долговечных ЩМА необходимо создать устойчивый каркас, деформационно-релаксирующее с высоким адгезионно-когезионными свойствами асфальтополимерное вяжущее вещество, а объем остаточных пор в ЩМА должен быть минимальными.
Ключевые слова: комплексно-модифицированный щебеночно-мастичный асфальтобетон, состав, структура, свойства.

pdf_3.png

В. Н. Левченко, В. И. Кротюк, С. Н. Водолазский, Д. В. Овчаренко, В. И. Хомич
Экономическое обоснование надежности и долговечности строительных конструкций зданий и сооружений

ГОУ ВПО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы надежности зданий и сооружений и ее формирование на всех этапах существования зданий и сооружений. Оценка технического состояния зданий и сооружений предназначена для качественного и количественного представления показателей, характеризующих свойства материалов и состояние объектов, изучения процессов, происходящих в конструкциях, основаниях и оборудовании, а также выявления фактических эксплуатационных свойств материалов, элементов конструкций и установления их соответствия техническим требованиям. Обеспечение требуемого уровня надежности зданий и сооружений в процессе жизненного цикла выполняется техническими и организационными методами. Изложены общие вопросы и современное состояние данной проблемы включая основные положения проектирования долговечности железобетонных конструкций, существующие методы экономического обоснования ее оценки, понятия и критерии, связанные с долговечностью.
Ключевые слова: безотказность, долговечность зданий и сооружений, резервирование, дефекты, ремонтопригодность.

pdf_3.png

П. Ю. Явтуховский, А. М. Кудинов, Н. М. Кудинов, Д. В. Гуляк
Применение асфальторазогревательного комплекса для ремонта покрытия автомобильных дорог

ГОУ ВПО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»
Аннотация. Эффективное использование транспортных средств возможно только при условии качественного содержания и ремонта автодорог. В современных условиях, характеризуемых существенным объемом работ по содержанию и ремонту автодорог, вопросы интенсификации этих работ внедрением современных технологических процессов оснащения эксплуатирующих организаций высокопроизводительным, надежным оборудованием приобретает большое значение. Работа созданных в последние годы машин для восстановления асфальтобетона основывается на его способности при беспламенном нагревании приобретать пластические свойства без изменения физико-механических свойств. Появление новых машин по разрушению, разогреву и восстановлению асфальтобетона, а также его промышленная регенерация позволили предложить и использовать большое число новых технологических процессов при ремонте асфальтобетонных покрытий, в основу которых положена возможность разогрева и доведения асфальтобетона до удобообрабатываемого состояния.
Ключевые слова: ремонт дорожных одежд, разогрев асфальтобетона, асфальторазогревательный комплекс.

pdf_3.png

А. А. Стукалов, А. А. Бугаец, В. В. Шабля
Особенности технологического старения нефтяного дорожного битума в составе асфальтовяжущего вещества

ГОУ ВПО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»
Аннотация. В статье приведены данные, свидетельствующие о том, что приготовление асфальтовяжущего вещества смешиванием минерального порошка с нефтяным дорожным битумом принципиально изменяет процесс термоокислительного старения битума в тонких пленках (менее 160 мкм). Битум в «свободной пленке» подвергается термоокислительной диффузии кислорода воздуха на всю глубину пленочного органического вяжущего, а пленки битума на поверхности минерального материала подвергаются термоокислительному старению в значительной степени за счет вовлеченного кислорода воздуха при смешивании компонентов асфальтобетонной смеси. Для минимизирования процессов технологического старения необходимо предотвратить диффузию воздуха в битум и в асфальто-смеситель, а также с целью повышения стойкости к термоокислительному старению целесообразно выполнять модификацию нефтяного дорожного битума полимерами, в частности, стирол-бутадиен-стирольным каучуком.
Ключевые слова: битум вязкий дорожный, технологическое старение, термоокислительное старение, уменьшение массы, минеральный порошок, асфальтовяжущее.

pdf_3.png

Э. Л. Радюкова, В. В. Горяинов
Комплексно-модифицированные латексом Butonal NS 198 дорожные асфальтополимербетоны повышенной долговечности

ГОУ ВПО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»
Аннотация. Работа посвящена разработке составов дорожных модифицированных асфальтобетонов повышенной долговечности с комплексно-модифицированной структурой катионным латексом Butonal NS 198. Экспериментально установлено, что для мелкозернистого асфальтобетона типа «Б», содержащего в своем составе битум БНД 40/60, модифицированный 3 % катионным латексом Butonal NS 198, оптимальная концентрация Butonal NS 198 на поверхности минеральных материалов: щебня, песка, минерального порошка равна 2,0 % мас. Асфальтобетонные смеси, комплексно-модифицированные Бутоналом NS 198, по сравнению со смесями с модифицированным Бутоналом NS 198 органическим вяжущим характеризуются повышением плотности до 2 348 кг/м3, прочности при сжатии при 20 °С – до 5,5 МПа, при 50 °С – до 1,94 МПа, а также снижением водонасыщения до 2,03 % от объёма.
Ключевые слова: битум, модифицирование, катионный латекс Butonal NS 198, асфальтобетон с комплексно-модифицированной микро-, мезо- и макроструктурой.

pdf_3.png

В. И. Братчун, О. А. Пшеничных, Е. А. Ромасюк, П. В. Пономаренко,
Т. А. Васильева, Д. И. Коваль, С. С. Присяжнюк, И. А. Каминский
О формировании структуры адсорбционно-сольватных слоев асфальтохризотилового вяжущего вещества на поверхности минеральных материалов дорожного асфальтобетона

ГОУ ВПО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»
Аннотация. В данной статье рассматриваются теоретические вопросы формирования структуры адсорбционно-сольватных слоев асфальтохризотилового вяжущего вещества на поверхности минеральных материалов дорожного асфальтобетона. Рассмотрено взаимодействие дисперсных фибрил хризотиловой арматуры с минеральными компонентами асфальтобетонной смеси в адсорбционном слое. Установлено, что диаметр дисперсной арматуры играет ключевую роль при формировании в армированном асфальтобетоне однородных и прочных адсорбционно-сольватных слоев органического вяжущего. Показано, как осуществляется взаимодействие между частицами минеральной части и образованием связей между ближним и дальним рядом контактов. Проанализировано влияние содержания в асфальтобетоне одного процента хризотил-асбеста на такие показатели, как: предел прочности при сдвиге, предел прочности на растяжение при изгибе при отрицательных температурах, усталостная долговечность, коррозионную устойчивость.
Ключевые слова: асфальтохризотиловое вяжущее вещество, асфальтобетон, хризотил-асбест, дисперсные волокна, адсорбционный слой, минеральный материал.

pdf_3.png

К. Р. Губа b, А. Г. Величко a, А. А. Панасенко a, А. И. Косик a
Модификация битума асфальтного гранулята

a ГОУ ВПО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»,
b Автомобильно-дорожный институт «Донецкий национальный технический университет»
Аннотация. В настоящее время финансирование дорожной отрасли на территории Донецкой Народной Республики выполняется в неполном объеме по ряду причин, независящих от самой дорожной отрасли. Поэтому возникает вопрос поиска новых, более экономичных материалов по производству асфальтобетонных смесей для выполнения ремонтных работ и технологических операций, позволяющих выполнить эти работы. Рассматривается возможность использования материалов, получаемых фрезерованием старого асфальтобетона при ремонте нежесткой дорожной одежды, которые образуются в большом количестве. Применение регенерированного асфальтобетона позволит снизить затраты на новый дорогой минеральный материал (щебень, песок, минеральный порошок) и органическое вяжущее. При выполнении ремонтных работ происходит снятие старого асфальтобетона, который может быть использован как самостоятельный материал, так и как компонент вновь приготавливаемой асфальтобетонной смеси. Регенерируемая асфальтобетонная смесь требует незначительного улучшения физико-механических свойств битума, находящегося в старом асфальтобетоне.
Ключевые слова: старый асфальтобетон, регенерация асфальтобетонных покрытий, асфальтный гранулят, битум, модификация, модифицирующие добавки.

pdf_3.png

Е. Э. Самойлова, Н. В. Шкурко, А. С. Бывалина, В. А. Буц
Обеспечение экологичности при проектировании дорожного покрытия

ГОУ ВПО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»
Аннотация. На восстановление дорожной одежды уходит немало усилий: прежде следует ликвидировать и вывезти для вторичного использования устаревшее покрытие, а затем уложить новое. Не так-то просто увеличить и грузонесущую способность трассы: невозможно вынуть все слои, уложенные ранее, чтобы заменить их новыми. Однако если воспользоваться материалом старого покрытия на самом полотне дороги, то осуществить две эти задачи гораздо проще. В статье предлагается применение технологии «холодного» ресайклинга как современного метода переработки и регенерации старого дорожного покрытия для ремонтных объектов Донецкой Народной Республики – технологии неглубокого или мелкого ресайклинга слоев покрытия (до 10 см). А также расчет затрат и стоимость ремонта по технологии мелкого «холодного» ресайклинга. Представлены результаты измерений физико-механических показателей образцов регенерированной органо-минеральной смеси на автодороге Т-05-09 Великая Новоселовка – Амвросиевка, км 119+000 – км 133+909.
Ключевые слова: ресайклинг, регенерация, дорожная одежда, органо-минеральная смесь, полимерная добавка, экологичность.

pdf_3.png

С. А. Фролова, О. В. Соболь, А. Ю. Соболев
Анализ термических гистерезисных явлений при плавлении и кристаллизации Na2S2O3*5H2O

ГОУ ВПО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»
Аннотация. Процессы плавления и кристаллизации лежат в основе создания фазопереходных теплоаккумулирующих материалов (ФПТАМ). Т. к., для ФПТАМ гистерезисные явления нежелательны, то для выяснения механизмов прямых и обратных фазовых превращений, их взаимосвязи друг с другом, выявления причин отличия неравновесной кристаллизации от равновесной, исследование термических гистерезисов является довольно актуальной задачей. В данной работе на основании анализа термограмм нагревания и охлаждения Na2S2O3*5H2O (ТСН-5) проанализированы различные термические гистерезисные процессы. Выявлено три вида термического гистерезиса: первого типа (ТГ-I) – при сопоставлении равновесного процесса плавления с процессом неравновесной кристаллизации; второго типа (ТГ-II) – при сопоставлении равновесных процессов плавления и кристаллизации с отличающимися друг от друга температурами плавления и кристаллизации, а также комбинированного (КГ), сочетающего в себе ТГ-I и ТГ-II. Разработаны схемы изменения энтальпий и энергий Гиббса при различных видах гистерезисных явлений. По приведенным схемам изменения энтальпий можно спрогнозировать значения величины термического гистерезиса, что является желательным для создания ФПТАМ.
Ключевые слова: плавление, кристаллизация, пентагидрат тиосульфата натрия, теплоаккумулирующий материал, термический гистерезис.

pdf_3.png

А. А. Бармотин
Особенности проектирования фасадов гражданских зданий

ГУП ДНР «Донецкий проектно-изыскательский институт железнодорожного транспорта “ДОНЖЕЛДОРПРОЕКТ”»
Аннотация. Наружная отделка фасадов зданий выполняет не только декоративную и эстетическую функции, но и предохраняет ограждающие стеновые конструкции от неблагоприятных внешних воздействий, таких как повышенная влажность наружного воздуха, перегрев от воздействия ультрафиолетового излучения, проникновение в несущие стены плесени, грибка и т. д. При применении современных технологий и материалов по отделке фасадов возможно выполнение дополнительного утепления стен. Наружное утепление способствует сохранению благоприятного микроклимата внутри помещений, избавляя от лишней влажности, образования грибка и промерзания ограждающих конструкций. В связи с этим выполнен анализ и классификация факторов, влияющих на выбор технологии устройства и ремонта фасадов гражданских зданий. Выявлены конструктивно-технологические особенности наиболее распространённых фасадных систем, а именно системы навесных вентилируемых фасадов и системы со штукатурными покрытиями с теплоизоляционным слоем.
Ключевые слова: ограждающие конструкции, факторы, фасадные системы, навесной вентилируемый фасад, штукатурный фасад, конструктивно-технологические особенности.

pdf_3.png

О. Н. Шевченко, С. И. Сохина
Методика прогнозирования долговечности защитных покрытий на основе утилизированных отходов химической промышленности по Ст. 3

ГОУ ВПО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»
Аннотация. Предложена методика расчета времени отказа защитного покрытия по металлу с использованием полного факторного эксперимента, определения функции, оптимально описывающей обобщенный показатель качества защитного покрытия (Аз) во времени и выявления на этой основе времени жизни покрытия. Полученные математические модели с достаточной степенью точности описывают изменение защитных свойств покрытий во времени и дают возможность предсказать их время жизни. При этом коэффициент корреляции для модифицированных композиций на основе инден-кумароновых смол меняется в пределах: R = 0,979…0,999; so = 0,02…0,03; для композиций на основе кубовых остатков производства синтетических жирных кислот фракции С-20 и выше корреляция становится значимой по критерию Фишера при сроке испытаний более 29 суток: F = 3,74–85: R = 0,83…0,94; so = 0,03…0,05.
Ключевые слова: прогнозирование времени жизни покрытий, коррозионное разрушение, надежность, долговечность, расчетно-теоретический метод, модели коррозионных элементов, утилизация промышленных отходов, противокоррозионные защитные покрытия, ускоренные испытания.

pdf_3.png

В. А. Мазур, Б. Н. Чекал
Факторы, влияющие на выбор организационно-технологических решений капремонта обшивки металлических градирен

ГОУ ВПО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»
Аннотация. В статье рассматриваются факторы, влияющие на выбор организационно-технологических решений капитального ремонта обшивки градирен с металлическим каркасом. Необходимость капитального ремонта обшивки металлических градирен возникает уже после первых пяти лет их эксплуатации, так как сооружения эксплуатируются в агрессивных условиях. Специфичность конструктивного решения обшивок, расположенных внутри башен градирен, усложняют выполнение ремонтных работ. Показано, что на выбор технологии и организации процессов капитального ремонта обшивок металлических градирен влияют множество других факторов, связанных с условиями эксплуатации, атмосферными воздействиями, условиями стесненности стройплощадки, материалоемкости и стоимости технологии и т. д. Комплексная классификация факторов позволяет в дальнейшем моделировать основные технико-экономические показатели выполнения работ (трудоемкость, стоимость, продолжительность выполнения работ, срок дальнейшей безремонтной эксплуатации обшивки) с учетом взаимного влияния отдельных групп факторов в конкретных условиях эксплуатации.
Ключевые слова: капитальный ремонт, обшивка, металлические градирни, классификация факторов, организационно-технологические решения.

pdf_3.png

В. Л. Беспалов, С. Г. Гошко, Ю. Ю. Гошко, А. В. Гришко
Определение времени эффективной работы бетонов, модифицированных вторичными кубовыми остатками фенольно-ацетонового производства

ГОУ ВПО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»
Аннотация. В работе изучены закономерности изменения модуля упругости бетонов и связанных с ним характеристик, приготовленных с использованием модифицированных вторичных кубовых остатков фенольно-ацетонового производства в условиях близких к эксплуатационным. Частотная зависимость комплексного модуля упругости Е* мелкозернистого бетона на комплексном органическом вяжущем (вязкопластичный ВКОФАП, модифицированный 1,5 % мас. отсева поливинилхлорида (ОПВХ) и 30 % остатка дистилляции фталевого ангидрида (ОДФА)) при температурах: 1 – (–20 °С); 2 – (–10 °С); 3–0 °С; 4–10 °С; 5–20 °С; 6–30 °С;
7–40 °С; 8–50 °С – они имеют характер прямых в полулогарифмических координатах. Результаты исследования свидетельствуют о достаточно высоких критических напряжениях бетона с использованием комплексного органического вяжущего
sкр = 0,7 МПа. Следовательно, покрытия, построенные из бетонных смесей на комплексном органическом вяжущем, будут долговечными под действием транспортных нагрузок.
Ключевые слова: дорожный асфальтобетон, вязкопластичный вторичный кубовый остаток фенольно-ацетонового производства, модуль упругости, коэффициента пластичности.

pdf_3.png

В. Л. Беспалов, К. Ю. Каплун, М. Г. Борисов, Д. В. Бабурин, Е. Ю. Пахомов
Холодные дегтебетоны с регулируемыми сроками формирования структуры

ГОУ ВПО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»
Аннотация. Одним из эффективных способов управления процессом формирования структуры дегтебетона является комплексная модификация маловязких каменноугольных вяжущих полиизоцианатом и кубовыми остатками дистилляции фталевого ангидрида. Это позволит использовать для производства холодных дегтебетонных смесей каменноугольные дорожные дегти вязкостью C1030 = 10…50 с и значительно снизить температуру приготовления смесей (40…70 °С), а в результате взаимодействия полиизоцианата с кубовыми остатками дистилляции фталевого ангидрида (содержит фталевую кислоту) и фенолсодержащими и аминосодержащими каменноугольного вяжущего. Установлено, что оптимальная температура производства модифицированной холодной дегтебетонной смеси должна составлять 40…60 °С, концентрация полиизоцианата 4…6 % от массы каменноугольного дегтя в смеси, а ОДА 15…25 % от массы дегтя. В настоящей работе исследованы начальный период структурообразования модифицированного холодного дегтебетона и механические свойства дегтебетона в возрасте одних – пяти суток.
Ключевые слова: дорожный асфальтобетон, кубовые остатки дистилляции фталевого ангидрида, полиизоцианат (ПИЦ), каменноугольный деготь, пластическая прочность.