Формирование образовательно-реабилитационной среды в структуре высшего учебного заведения: опыт Донбасской национальной академии строительства и архитектуры
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы формирования образовательно-реабилитационной среды для людей с ограниченными физическими возможностями в структуре высшего учебного заведения. Акцентируется внимание на особой актуальности и социальной значимости формирования образовательно-реабилитационной среды в структуре отраслевых вузов промышленных городов Донецкого региона, отличающихся «традиционно» высоким процентным соотношением инвалидов и физически ослабленных людей в общем составе населения. Автором приводится краткий аналитический обзор имеющегося опыта некоторых зарубежных и отечественных высших учебных заведений касательно учета специфических потребностей определенных категорий студенчества, а также профессорско-преподавательского состава, отличающихся наличием того или иного недуга и инвалидности или общей ослабленности организма. С учетом градостроительных, функционально-планировочных, инженерно-технических и непосредственно эргономических точек зрения рассматривается опыт формирования образовательно-реабилитационной среды в структуре Донбасской национальной академии строительства и архитектуры, которая является одним из ведущих отраслевых вузов на территории Донецкого региона. Приводятся данные об истории формирования и нынешнем состоянии некоторых функциональных подразделений академии, которые могут рассматриваться как основные структурные составляющие ее образовательно-реабилитационной среды. Анализируется эффективность использования этих подразделений и их отдельных элементов в деле обеспечения условий для беспрепятственного обучения и реабилитации молодежи, имеющей определенные нарушения в состоянии здоровья. На основе результатов выполненных исследований делается вывод о необходимости разработки соответствующих научно-практических рекомендаций и инструкций по целенаправленному формированию образовательно-реабилитационной среды в структуре отраслевых вузов промышленных городов, отличающихся в большинстве своем относительно высокими показателями по инвалидности и общей физической ослабленности населения.
Ключевые слова: лица с ограниченными физическими возможностями, функциональные нарушения и специфические потребности, высшие учебные заведения, Донбасская национальная академия строительства и архитектуры, образовательно-реабилитационная среда, структурные составляющие и их элементы, приемы и средства компенсации и коррекции, социально-культурная и профессиональная реабилитация, социальная интеграция.
Страницы: 51-61.
Для цитирования: Надъярная, А. Е. Формирование образовательно-реабилитационной среды в структуре высшего учебного заведения: опыт Донбасской национальной академии строительства и архитектуры / А. Е. Надъярная. – Текст : электронный // Вестник Донбасской национальной академии строительства и архитектуры. – 2018. – Выпуск 2018-2(130) Проблемы архитектуры и градостроительства. – С. 51-61. – URL: https://donnasa.ru/publish_house/journals/vestnik/2018/2018-2(130)/st_08_nadyiarna.pdf (дата обращения: 19.11.2024). – ISSN 2519-2817.
Выпуск 2018-2 (130)
Журнал: Вестник Донбасской национальной академии строительства и архитектуры
Издательство: ГОУ ВПО "Донбасская национальная академия строительства и архитектуры"
Журнал: Вестник Донбасской национальной академии строительства и архитектуры
Издательство: ГОУ ВПО "Донбасская национальная академия строительства и архитектуры"