Предметно-пространственная организация рабочего места слабовидящего студента, обучающегося по направлению «Архитектура»

А. Е. СиняковаДонбасская национальная академия строительства и архитектуры
Тип: Научная статья
doi: 10.71536/vd.2025.2c172.9
edn: ltugzl

Аннотация: В статье рассматривается проблема организации рабочего места студентов архитектурных направлений с нарушениями в сфере зрительного аппарата. Приводятся статистические данные о количестве студентов с нарушениями зрения, обучающихся на архитектурном факультете ФГБОУ ВО «ДОННАСА», а также акцентируется внимание на особенностях архитектурного образования, что обуславливает актуальность разработки рекомендаций, данных автором в статье. Приведены результаты опроса среди студентов с нарушениями зрения об особенностях организации их самостоятельной работы. Выявлено, что студент, изучающий архитектуру, тратит свыше 30 часов в неделю на подготовку к занятиям, при этом стоит отметить, что это количество времени может быть увеличено в зависимости от особенностей каждого учащегося. Проведен всесторонний обзор литературы по исследуемой теме, который показал, что данная проблема практически не анализируется с учетом особенностей архитектурного образования. Кроме того, автор изучил работы ряда ученых в области архитектуры, в которых в общем смысле рассматриваются аспекты организации пространства для людей с нарушениями зрения. Для решения поставленной проблемы автором даются рекомендации по организации рабочего места для слабовидящих студентов направления «Архитектура». Приводятся характерные принципы и приемы предметно-пространственной организации рабочего места, обучающегося с нарушениями в зрительной сфере, включающие в себя особенности освещения, методического обеспечения и, непосредственно, моделирование учебного уголка студента-архитектора. Также в статье автором приводятся примеры применения принципов и приемов рассматриваемой предметно-пространственной организации рабочего места. Доказано, что формирование обучающимся приемлемого распорядка дня в совокупности с правильной организацией рабочего места, направленных на недопущение развития зрительных патологий, благотворно влияют как на здоровье студента, так и на его успехи в учебе.

Ключевые слова: рабочее место, студент-архитектор, высшее образование по направлению «Архитектура», предметно-пространственная организация, архитектурное образование, лица с нарушениями зрения, слабовидящие, лица с ограниченными физическими возможностями.

Страницы: 90-99.

PDF

Для цитирования:
Для цитирования: Синякова, А. Е. Предметно-пространственная организация рабочего места слабовидящего студента, обучающегося по направлению «Архитектура» / А. Е. Синякова. – Текст : электронный // <em>Вестник Донбасской национальной академии строительства и архитектуры</em>. – 2025. – Выпуск 2025-2(172) Проблемы архитектуры и градостроительства. – С. 90-99. – doi: 10.71536/vd.2025.2c172.9. – edn: ltugzl. – ISSN 2519-2817.

Список литературы:
1. Алферов А. В. Механизация и автоматизация проектно-конструкторских работ. М.: Энергия, 1973. 121 с. Электрон. версия печ. изд. URL: https://rusneb.ru/catalog/000219_000011_RU_ГПНТБ_России_IBIS_0000651596/ (дата обращения: 10.01.2025). Доступно на сайте rusneb.ru.
2. Большаков Н. В., Бабкина А. С. «Нормально мы будем работать»: адаптация незрячих студентов в вузах // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. N 5. С. 540-558. URL: https://DOI org/10.14515/monitoring.2020.5.1586 (дата обращения: 10.01.2025). eISSN 2219-5467.
3. Конюхова Е. Ю. Самостоятельная работа незрячих студентов с учебной информацией: проблемы и рекомендации по их решению // Педагогическое образование в России. 2016. N 8. С. 42-46. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samostoyatelnaya-rabota-nezryachih-studentov-s-uchebnoy-informatsiey-problemy-i-rekomendatsii-po-ih-resheniyu (дата обращения: 10.01.2025). ISSN 2079-8717.
4. Никитина, И. В. Активные методы обучения студентов с инвалидностью по зрению // Молодой ученый. 2016. N 16.1 (120.1). С. 33-37. URL: https://moluch.ru/archive/120/33332/ (дата обращения: 10.01.2025).
5. Синякова А. Е., Сацура Е. И. Организация рабочего места для человека с физическими ограничениями в структуре торгового предприятия: социально-правовые и архитектурные аспекты // Вестник Донбасской национальной академии строительства и архитектуры. 2022. Вып. 2022-2(154) Проблемы архитектуры и градостроительства. С. 53-60. URL: https://donnasa.ru/publish_house/journals/vestnik/2022/2022-2(154)/st_08_sinyakova_sazura.pdf (дата обращения: 10.01.2025). ISSN 2519-2817.
6. Степанов В. К., Шарапенко В. Г. Среда обитания для людей с недостатками зрения. М.: ЦНТИ по гражд. стр-ву и архитектуре, 1982. 51 с.
7. Степанов В. К., Шарапенко В. Г., Хасанов Н. Н. Здания для людей с недостатками зрения. М.: Центр науч.-техн. информ. по гражд. стр-ву и архитектуре. 1985. 42 с. (Общественные здания: Обзор. информ.)
8. Хасанов Н. Н. Принципы проектирования учебно-производственных зданий для людей с недостатками зрения: дис. ... канд. арх.: 18.00.02. М., 1986. 193 с.
9. Хасанов Н. Н., Зоиров Э. К., Шокиров Р. М. Учебно-производственные учреждения для слепых и слабовидящих // Глобальные вызовы развития естественных и технических наук: сб. научных тр. по матер. Междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 29 ноября 2018 г.) / под общ. ред. Е. П. Ткачевой. Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ). 2018. С. 230-238. URL: https://apni.ru/uploads/bbd1e7fa_f735_4358_b666_495469f4fcf6_a276194f91.pdf?ysclid=m6ystut8kx993663973 (дата обращения: 10.01.2025).
10. Шейкова А. А., Демьянова Л. М. Миопия у студентов-архитекторов и методы ее профилактики // Молодой ученый. 2018. N 52 (238). С. 50-52. URL: https://moluch.ru/archive/238/55273/ (дата обращения: 10.01.2025).
11. Шолух Н. В., Надъярная А. Е., Анисимов А. В. Безбарьерная архитектурная среда для человека с инвалидностью в вузе и на производстве: теоретические исследования и экспериментальное проектирование // Современное промышленное и гражданское строительство. 2017. Т. 13, N 1. С. 23-26. URL: http://donnasa.ru/publish_house/journals/spgs/2017-1/03_sholukh_nadiarna_anisimov.pdf (дата обращения: 10.01.2025). ISSN 1993¬3495.
12. Научно-практические рекомендации по устройству природных ориентиров для незрячих на территориях и в зданиях социально значимых объектов города / Шолух Н. В. [и др.]. // Современное промышленное и гражданское строительство. 2018. Т. 14, N 2. С. 51-79. URL: http://donnasa.ru/publish_house/journals/spgs/2018-2/02_sholukh_nadiarna_anisimov_borodina.pdf (дата обращения: 10.01.2025). ISSN 1993¬3495.
13. Специальные архитектурно-градостроительные и инженерно-технические приёмы и средства по облегчению условий пространственной ориентации и передвижения лицам с выраженными нарушениями в сенсорной сфере / Шолух Н. В. [и др.]. // Вестник Донбасской национальной академии строительства и архитектуры. 2020. Вып. 2020-2(142) Проблемы архитектуры и градостроительства. С. 63-77. URL: https://donnasa.ru/publish_house/journals/vestnik/2020/2020-2(142)/st_07_sholuh_sinyakova_simonenko_suprun_sazura.pdf (дата обращения: 10.01.2025). ISSN 2519-2817.

Issue Cover
Выпуск 2025-2 (172)
Журнал: Вестник Донбасской национальной академии строительства и архитектуры
Издательство: ФГБОУ ВО "Донбасская национальная академия строительства и архитектуры"