Исследование расхода топлива автомобиля категории M1 с дополнительным электроприводом колес задней оси
Аннотация: Выполнено исследование энергетической эффективности применения в конструкции автомобиля категории M1 гибридной силовой установки. В качестве базового шасси выбран автомобиль производства АО «АвтоВАЗ» «LADA Granta», который рассматривался в оснащении гибридной силовой установкой параллельного типа, содержащей одну электрическую машину c приводом на заднюю ось. В качестве примера рассмотрено движения автомобиля в условиях магистрального участка EUDC Нового европейского ездового цикла NEDC по Правилу ЕЭК ООН № 101. Предложены: критерий энергетической эффективности процесса движения, определены оптимизационные параметры, разработана методика поиска рациональной стратегии регулирования агрегатов гибридной силовой установки в заданном ездовом цикле. Установлено, что принятая компоновочная схема в рассматриваемом цикле обеспечивает возможность снижения путевого расхода топлива на 15,3 % по отношению к серийному автомобилю.
Ключевые слова: автомобиль, двигатель внутреннего сгорания, гибридная силовая установка, ездовой цикл, расход топлива, оптимизация, критерий оптимизации, параметры оптимизации.
Страницы: 63-72.
Для цитирования:
Для цитирования: Золотарев, О. О. Исследование расхода топлива автомобиля категории M<sub>1</sub> с дополнительным электроприводом колес задней оси / О. О. Золотарев. – Текст : электронный // <em>Вестник Донбасской национальной академии строительства и архитектуры</em>. – 2025. – Выпуск 2025-4(174) Научно-технические достижения студентов строительно-архитектурной отрасли. – С. 63-72. – doi: 10.71536/vd.2025.4c174.8. – edn: tsbuyi. – ISSN 2519-2817.
Список литературы:
1. Тимерханов А. Парк электрокаров и гибридов в России [Электронный ресурс] // ООО «АВТОСТАТ»: [сайт]. URL: https://www.autostat.ru/infographics/58435/ (дата обращения: 02.04.2025).
2. Оптимальное управление комбинированными энергетическими установками транспортных средств / И. А. Куликов [и др.]. // Проблемы машиностроения и надежности машин. 2015. N 6. С. 92-99. EDN VKRASX.
3. Gianfranco, P. Electric and hybrid vehicles power sources, models, sustainability, infrastructure and the market. Rome: Elsevier, 2010. 645 p. URL: https://www.academia.edu/116820310/ELECTRIC_AND_HYBRID_VEHICLES_POWER_SOURCES_MO
DELS_SUSTAINABILITY_INFRASTRUCTURE_AND_THE_MARKET (дата обращения: 02.04.2025).
DELS_SUSTAINABILITY_INFRASTRUCTURE_AND_THE_MARKET (дата обращения: 02.04.2025).
4. Modern electric, hybrid electric, and fuel cell vehicles: fundamentals, theory, and design / M. Ehsani [et al.]. Boca Raton: CRC Press, 2008. 419 p. URL: https://lib.sairam.edu.in/wp-content/uploads/sites/18/2024/11/Modern-electric-hybrid-electric-and-fuel-cell-vehicles_-fundamentals-theory-and-design.pdf (дата обращения: 02.04.2025).
5. Горожанкин С. А., Савенков Н. В. Исследование законов изменения ускорений автомобиля в процессе его разгона // Строитель Донбасса. 2019. N 4-2019. С. 27-31. EDN EEVBQI.
6. Савенков Н. В., Золотарев О. О., Трубников М. С. Исследование эффективности применения в конструкции АТС категории N3 гибридной силовой установки // Вестник Донбасской национальной академии строительства и архитектуры. 2024. Вып. 2024-6(170) Технология, организация, механизация и геодезическое обеспечение строительства. С. 47-57. ISSN 2519-2817. DOI 10.71536/VD.2024.6C170.6. EDN JHMFZE.
7. Горожанкин С. А., Савенков Н. В., Понякин В. В. Влияние передаточного числа главной передачи на топливную экономичность автомобиля в ездовом цикле // Вестник Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета. 2018. Т. 15, N 1 (59). С. 19-29. EDN YTMCKG.
8. Раков В. А. Оценка экологической безопасности и энергоэффективности гибридных автомобилей // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). 2025. N 1 (80). С. 63-71. EDN DTDJZW.
9. Раков В. А. Прогнозирование условий эффективной эксплуатации гибридных автомобилей // Мир транспорта и технологических машин. 2024. N 2-1 (85). С. 99-105. DOI 10.33979/2073-7432-2024-2-1(85)-99-105. EDN NGJUKH.
10. Куликов И. А., Селифонов В. В., Филонов А. И. Поиск оптимального управления гибридной силовой установкой автомобиля по критерию баланса его экологических и топливно-экономических свойств // Известия МГТУ МАМИ. 2010. N 2(10). С. 44-51. EDN NCCXSV.
11. Гибридные автомобили - решение экологической проблемы автомобильного транспорта / В. В. Селифонов [и др.]. // Известия МГТУ МАМИ. 2007. N 2 (4). С. 30-44. EDN LDHHZL.
12. Логика управления прогностического типа для транспортного средства / Е. Е. Баулина [и др.]. // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. 2016. N 6. С. 42-49. EDN ROSNKX.
13. Заватский А. М. Методы активного распределения момента между осями полноприводного электромобиля: дис. ... канд. техн. наук: 2.5.11; ФГУП «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ"). Москва, 2023. 133 с.
14. Горожанкин С. А., Шитов А. А., Савенков Н. В. Методики для аппроксимации зависимостей нескольких переменных в программной среде MS Excel и Mathcad // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Информатика. Телекоммуникации. Управление. 2016. N 3(247). С. 35-47. DOI 10.5862/JCSTCS.247.4. EDN WZRGKT.
15. Соглашение о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний: Добавление 100: Правила N 101: Пересмотр 3 [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций (ООН): [сайт]. URL: https://www.unece.org/fileadmin/DAM/trans/main/wp29/wp29regs/2015/R101r3r.pdf (дата обращения: 02.04.2025).
16. Русаков С. С. Разработка методики оптимизации передаточных чисел механической ступенчатой трансмиссии легкового автомобиля с учетом режимов работы его двигателя: дис. … канд. тех. наук: 05.05.03; Ижевский государственный технический университет. Ижевск, 2007. 134 с.
17. Савенков Н. В., Золотарев О. О. Рациональный выбор режимных параметров автомобильной гибридной силовой установки // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. 2023. N 1 (35). 17 р. EDN WYDHJS.
18. Анализ ездовых испытательных циклов автомобилей с помощью вариационных рядов / С. А. Горожанкин [и др.]. // Вестник Донбасской национальной академии строительства и архитектуры. 2022. Вып. 2022-3(155) Здания и сооружения с применением новых материалов и технологий. С. 29-35. EDN HFTQYK.
Выпуск 2025-4 (174)
Журнал: Вестник Донбасской национальной академии строительства и архитектуры
Издательство: Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
Журнал: Вестник Донбасской национальной академии строительства и архитектуры
Издательство: Донбасская национальная академия строительства и архитектуры